ИРИО
 
 
Главная
Об Институте
Органы управления
Дирекции по направлениям
Основные проекты
Услуги
Клиенты
Мероприятия
Международное сотрудничество
Хроника
Журнал "Информационное общество"
Зал славы
Полезные ссылки
Журнал ИО

Электронный регион

ИКТ для некоммерческих организаций

Стратегия развития информационного общества в России

Электронный регион

Глоссарий по информационному обществу (PDF, 1.21 МБ)

Энциклопедия информационного общества
ПодгКом-2 ВВУИО: 24-25 февраля 2005 г.

ИРИО продолжает информировать своих партнеров об основных результатах мероприятий в рамках второго подготовительного комитета Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества.

ПодгКом-2 обсуждает вопрос регулирования в интернете

24 февраля ПодгКом обсуждал Предварительный отчет Рабочей группы по регулированию в интернете (РГРИ). На первом этапе ВВУИО, прошедшем в Женеве в декабре 2003г, Генеральному Секретарю ООН Кофи Аннану было предложено создать Рабочую группу для разработки предложений по регулированию в интернете для тунисского этапа саммита.

Маркус Куммер, исполнительный координатор РГРИ, представил доклад о состоянии дел от имени Председателя Нитина Десая. Г-н Куммер заявил, что открытая, инклюзивная и прозрачная манера обсуждения, которое велось также и в режиме онлайн, способствовала выработке рабочего определения регулирования в Интернете. При этом он подчеркнул, что пока ни одна точка зрения не была принята как окончательная. На веб-сайте Рабочей группы было опубликовано несколько определений понятий «интернет» и «регулирование в интернете», и все участники могут обсуждать их и предлагать свои комментарии.

РГРИ считает себя не совещательным органом, а рабочей группой, перед которой стоит задача подготовить переговоры в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. РГРИ опирается на комментарии и замечания, исходящие извне, а также на открытые консультации. Она также принимала участие в нескольких региональных и тематических заседаниях, которые затрагивали эту тему.

В своем итоговом отчете Группа коснется трех основных вопросов: выработки рабочего определения регулирования в интернете; определения релевантных вопросов политики регулирования; и выработки общего понимания роли и обязанностей различных участников.

Страны-участницы представили 21 рабочий документ, и все эти документы стали материалом для обсуждения с целью выработки общей точки зрения на широкий спектр вопросов. В ходе последней встречи, проходившей с 14 по 16 февраля 2005 г., они обсуждали проблемы распределения IP-адресов и администрирования системы корневых серверов интернета. Роберт Кан, соизобретатель этого средства, заявил, что теперь выработано "более глубокое понимание всего разнообразия вопросов в этой области". Г-н Куммер отметил, что РГРИ признала интернет быстро изменяющейся средой, и любое его регулирование должно быть гибким и поддерживать технологические инновации.

Это вызвало оживленное обсуждение, свое мнение высказали представители государства из 35 стран и несколько представителей других заинтересованных сторон. Делегаты одобрили прозрачные, открытые и инклюзивные методы работы группы, отдавая ей должное как первопроходцу в этой области и поощряя консультации со всеми участниками. Она выработала новые взгляды и выявила некоторые проблемы, главная из которых - юридический вакуум в регулировании интернета. Все присутствующие согласились, что вопрос регулирования в интернете

Таким образом, определение юридической "границы" между техническими операциями и вопросами государственной политики означает создание интерфейса между международным правом, регулирующим деятельность государственной власти, и деловым и частным правом, регулирующим интернет. Участникам предстоит решение этого комплексного и сложного вопроса.

ПодгКом-2 отметил тот факт, что вопрос о регулировании в интернете включает большое количество моментов и выходит за рамки распределения IP-адресов и управления системой доменных имен, и что необходимо достичь согласия в вопросе о необходимости совершенствовать международную координацию действий в области интернета. В то же время делегаты согласились с тем, что этот процесс не должен подрывать стабильности и надежности интернета.

Страны-участницы высказывают свои точки зрения

Бразилия первой прокомментировала результаты работы РГРИ, заявив, что считает необходимым обеспечить демократичность и прозрачность процесса принятия решений в области регулирования интернета на многосторонней и межправительственной основе. Таким образом, Бразилия очертила этическую направленность обсуждения, недооцениваемую многими развивающимися странами, такими как Индия, Китай, Куба и группа африканских стран.

ЕС и другие участники повторили, что такие транснациональные проблемы, как киберпреступность и спам, требуют объединенных международных усилий. Индия выразила свое огорчение тем, что в докладе прибавилось "мало содержания", так как Группа застопорилась на определении регулирования интернета.

Государства подтвердили необходимость выработки рабочего определения этого термина. Г-н Куммер согласился с этими утверждениями и отметил, что Группа медленно "карабкалась по предгорью, впереди маячил северный склон, но теперь начнется крутой подъем". Он также уведомил делегатов, что Группа работает над определением критериев "открытый, инклюзивный и прозрачный".

Бразилия отметила сложность задачи в обеспечении баланса прав частных лиц и государственной политики, а также заметила, что частный сектор не всегда работал в сотрудничестве с государством и гражданским обществом. Индия заявила, что Группа не должна "отходить от целостной оценки существующей архитектуры регулирования интернета" и что ни один из аспектов процесса регулирования интернета не должен остаться вне ее компетенции.

Россия считает, что целые регионы оказались неподготовленными к появлению интернета, им нужно помочь войти в эту новую эпоху. Группа африканских стран призвала участников обратить особое внимание на проблемы Африки, особенно наименее развитых ее стран.

Китай, поддерживая "новый мировой информационный порядок", подчеркнул, что государства должны взять на себя ведущую роль. Индия считает, что общественный интерес можно усилить за счет облегчения регулирующего режима. США подчеркнули, что система доменных имен должна управляться частной организацией, особым образом упомянув в связи с этим Организацию по присвоению имен и адресов в Интернете (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, ICANN). Индия, со своей стороны, негативно оценила тот факт, что важнейший глобальный ресурс находится в руках "неинклюзивной, непрозрачной, ни перед кем не отчитывающейся за свои действия организации". Более того, Индия оставила под сомнение правильность ситуации, в которой все 13 корневых серверов находятся в руках развитых стран.

Комментарии участников

Мэрилин Кейд из Координационного комитета "бизнес-собеседников" одобрила замечание в параграфе 31, состоящее в том, что термин "регулирование" не ограничивается "деятельностью правительства", и поздравила Группу с созданием "новой и открытой модели, приветствующей участие правительств, международных организаций и гражданского общества”.

Трэйси Ноутон из Медиа-совета по регулированию в интернете с сожалением отметила, что в состав Группы не вошло "ни одного практикующего журналиста". По ее убеждению, мир журналистики "должен по праву занять свое место за столом" при обсуждении вопросов регулирования в интернете. Она также добавила, что поставщики услуг в интернете не должны нести ответственность за содержание сообщений и что установка систем фильтрации должна быть индивидуальным выбором каждого.

Определена роль МСЭ в регулировании интернета

Хоулинь Чжао, директор Бюро МСЭ по стандартизации телекоммуникаций, отметил, что интернет более нельзя считать научным экспериментом или образовательной сетью. Скорее, он превратился в "главную опору нашей новой глобализованной экономики и базовую платформу для многих общественных и государственных услуг". Обращаясь к участникам пленарной сессии по регулированию интернета, он подчеркнул, что "для столь важной платформы нужно многостороннее и прозрачное сотрудничество".

Г-на Чжао обратил внимание на широко распространен миф о том, что МСЭ имеет мало отношения к успеху интернета. В действительности же многие из технических стандартов МСЭ легли в основу платформы интернета. В частности, новые широкополосные стандарты МСЭ дали доступ в интернет более 1чем 00 миллионам новых пользователей и способствовали "рождению широкополосного доступа".

Более того, МСЭ играет все большую роль в выработке политики. "МСЭ не только вовлекает международное сообщество в решение важных технических задач, но и в правовые и политические вопросы", - отметил г-н Чжао, - "Мы гордимся тем, что производственный сектор - как поставщики услуг, так и производители оборудования - часто обращаются к МСЭ в связи с разработкой новых стандартов, которые потом ложатся в основу конвергенции интернета и телефонных, мобильных и широкополосных сетей, называемых также сетями нового поколения, или СНП (Next Generation Networks, NGN)".

Говоря о координирующей деятельности МСЭ, он отметил, что на ВВУИО имело место единодушное согласие с тем, что правительство должно играть подобающую роль в регулировании интернета как на международном, так и на национальном уровне. Кроме того, растет понимание необходимости совершенствования нынешних международных договоренностей в области координации деятельности, связанной с интернетом.

Регулирование интернета не должно ограничиться лишь техническими вопросами. "Следовательно, нужно принимать во внимание широкий круг других вопросов. Люди должны выйти за пределы "бинарных решений", чтобы найти "третий способ" сотрудничества, в котором правительства работают с другими заинтересованными сторонами по созданию широких международных и национальных политических рамок регулирования в интернете, в то же время позволяя частному сектору продолжать вести свою деятельность там, где он имеет превосходство в техническом, деловом или операциональном отношении.

Он также заявил, что МСЭ "исключительно хорошо позиционирован" и хочет работать с другими по многим техническим и политическим вопросам регулирования в интернете. "Мы готовы к эффективному содействию везде, где можем его оказать", уверил присутствующих г-н Чжао.

Мнение Совета по использованию ИКТ людьми с ограниченными физическими возможностями

Хироши Кавамура, представитель консорциума DAISY на ВВУИО, сделал заявление для ПодгКома-3 о том, что люди с ограниченной дееспособностью являются самыми бедными, особенно в развивающихся странах. Недорогие ИКТ должны быть доступны и удобны для таких людей, чтобы они могли полноправно участвовать в жизни сообществ в качестве активных партнеров. ИКТ во многом способствовали появлению новых барьеров для людей с ограниченными физическими возможностями в развивающихся странах вследствие их дороговизны, недоступности и неудобств в использовании. Г-н Кавамура добавил, что поддержка разработки недорогих вспомогательных технологий и стандарта доступности ИКТ – ключ к "цифровым возможностям" для инвалидов. От лица Совета, учитывая недавнюю катастрофу, вызванную цунами, он предложил создать специальные финансовые механизмы для восстановления после стихийных бедствий и обеспечения лучшей подготовленности к ним, которые также учитывали бы интересы инвалидов.

Финансовые механизмы

ПодгКом-2 смог прийти к соглашению по большинству разделов главы о финансовых механизмах, таких как:

  • Определение областей, где нужно обратить особое внимание на финансирование;
  • Предпосылки для равноправного и универсального доступа к финансовым механизмам и их оптимальное использование;
  • Предоставление недорогого доступа к ИКТ за счет снижения международных цен на интернет-услуги, установленных поставщиками инфраструктуры, и также за счет поддержки и развития региональной инфраструктуры ИКТ и точек обмена интернет-трафиком в целях снижения затрат на обеспечение взаимной связности и расширения доступа к сети. Для этого МСЭ было предложено продолжить изучение проблем Международной взаимной связности в интернете;
  • Учреждение добровольного Фонда цифровой солидарности.

Часть текста, касающаяся финансовых механизмов, все еще остается в скобках и подлежит рассмотрению в сентябре в ходе ПодгКома-3.

Одобрено создание Фонда цифровой солидарности

ПодгКом-2 отметил, что финансирование развития ИКТ - масштабная задача, требующая множества взаимосвязанных решений. Именно поэтому было достигнуто соглашение по вопросу создания Фонд цифровой солидарности (Digital Solidarity Fund, DSF). DSF - это инновационный финансовый механизм, добровольный по своей природе, открытый для всех заинтересованных сторон и финансируемый посредством добровольных пожертвований. Его цель - превратить информационное неравенство в информационные возможности, решая конкретные актуальные проблемы на местном уровне и ведя поиск новых добровольных источников "солидарного" финансирования. DSF дополняет существующие механизмы, содействующие формированию информационного общества, в частности те, что используются для финансирования развития инфраструктуры и услуг на основе ИКТ.

Фонд управляется из штаб-квартиры в Женеве, где принимаются решения о критериях вкладов и использовании средств. В настоящий момент 60% ресурсов Фонда планируется использовать для нужд наименее развитых стран, 30% - для развивающихся стран, и 10% - для развитых стран и стран с переходной экономикой.

В дополнение к вкладам наличными деньгами, материальными ценностями или услугами от частных компаний, граждан и любых организаций, добровольные пожертвования могут осуществляться в форме 1% отчислений от государственных контрактов на закупку ИКТ - либо путем введения особого пункта в объявления о тендерах на поставку аппаратных или программных средств, ИКТ и услуг, ставящего условие, что выигравшая заявка обеспечит пожертвование не менее 1% от всего объема сделки в пользу Фонда цифровой солидарности; либо путем отчисления правительством суммы в размере не менее1% бюджета, выделяемого на покупку материалов и услуг ИКТ, непосредственно в Фонд цифровой солидарности. Такой взнос в 1% дает право на использование бренда "Цифровая солидарность".

Формат и повестка Тунисской встречи

Повестка Тунисского саммита была принята без возражений. Председатель Янис Карклиньш заверил собравшихся, что участникам будет предоставлено право голоса в не меньшем объеме, чем на первом этапе ВВУИО в Женеве. Нововведением является то, что ВВУИО будет получать доклады от заинтересованных сторон. В согласованный формат встречи войдут круглые столы для глав государств и групповые обсуждения.

Реализация и дальнейшие действия - предложение Швейцарии

Марк Фуррер, глава делегации Швейцарии, представил предложение об ускорении процесса реализации уже предпринимаемых действий. Для этого предложено четко структурировать деятельность заинтересованных сторон в соответствии с Планом действий ВВУИО.

Г-н Фуррер заявил, что целью Тунисского этапа является "переключение передачи" и переход от общего видения к конкретным действиям, причем итоговый документ тунисского этапа саммита не должен в своей операциональной части повторять женевский План действий. Необходимо проанализировать План действий и разработать конкретные проекты или программы. Участники должны будут четко определить свою сферу ответственности. Швейцария выразила готовность координировать эту работу.

Так как МСЭ готов участвовать в последующих действиях, он совместно с исполнительным секретариатом ВВУИО может взять на себя координацию подготовки документа о содержательной деятельности, направленной на реализацию решений ВВУИО; этот документ должен быть подготовлен к сентябрю и станет важным вкладом в подготовку второго этапа всемирной встречи в Тунисе.

Генеральный секретарь МСЭ Йошио Уцуми заявил, что это нечто большее, чем просто обзор деятельности по выполнению решений ВВУИОи отчет о деятельность секретариата - это прокладывание будущего курса и важная инициатива сама по себе. МСЭ не может сделать все в одиночку. Ограниченность времени требует от делегатов полной концентрации на предстоящей сложной работе. Если государства решат, что МСЭ должен начать эту работу, понадобится более подробное описание поручения.

Межсессионная деятельность

Председатель представил проект документа, определяющего действия в межсессионный период между ПодгКомом-2 и ПодгКомом-3, направленные на поиск компромиссных решений или “наименьшего общего знаменателя совместного видения».

Он предложил направить главу 2 (финансовые механизмы) и сборник документов, содержащий комментарии к ней, напрямую непосредственно следующему ПодгКому. Подобным же образом следует поступить и с политической частью тунисского итогового документа. Оба предложения были приняты.

Тем временем Группа друзей председателя будет продолжать разрабатывать предложения по первой главе (механизмы реализации) и четвертой главе (предстоящие действия). Эти предложения, а также письменные комментарии и предложения, выдвинутые в ходе первого чтения 21 февраля, будут направлены на ПодгКом-3. Решение принято единогласно.

И, наконец, отчет Рабочей группы по регулированию в нтернете (РГРИ) будет готов к 18 июля 2005 г. вместе с обобщением всех письменных замечаний от государств и участников, присланных до середины августа для рассмотрения в рамках третьей главы (регулирование в интернете) на ПодгКоме-3. Предложение о том, что Бюро в ходе консультаций с региональной группой будет принимать решения по конкретным шагам в рамках подготовки процесса переговоров о регулировании в интернете, встретило сопротивление со стороны собравшихся, и ПрепКому не удалось достичь консенсуса.

Чтобы выйти из тупика, председатель предложил заменить "процесс переговоров" на "предложения к действию" и призвал к сотрудничеству и "конструктивной неопределенности". Делегаты не смогли прийти к согласию, и председатель прервал ПодгКом и предложил всем заинтересованным делегациям создать неформальную группу для координации точек зрения стран на эту проблему. В конце концов было решено вычеркнуть этот текст. В результате обсуждений было решено, что до начала ПодгКома-3 будут представлены итоговые комментарии и предложения к главе о регулировании интернета, в которые не войдет предложенный ранее текст.

Совместное заявление гражданского общества и "бизнес-собеседников"

Гражданское общество и бизнес провели совместное пленарное заседание и предложили, чтобы подход, основанный на участии многих заинтересованных сторон, принятый в ходе женевского этапа, стал ключевым компонентом в реализации принятых решений решений на пост-тунисском этапе ВВУИО. Они подчеркнули, что представители гражданского общества и бизнеса могут эффективно участвовать в этом процессе только в том случае, если они, не откладывая, договорятся об определении механизмов реализации решений. Таким образом, они предложили немедленно начать реальный диалог на всех уровнях, что позволит всем участникам обсудить все интересующие их вопросы до ПодгКома-3.

Профессионалы в области коммуникаций говорят о Целях развития тысячелетия

Международная ассоциация по связям с общественностью (International Public Relations Association, IPRA) организовала круглый стол на тему "Продвижение Целей развития тысячелетия: в поисках лучшего мира". Тони Мердок из Constellartis Consultants модерировал дискуссию о том, как ИКТ могут помочь в реализации Целей развития тысячелетия (ЦРТ). Он заявил, что профессионалы в области медиа-коммуникаций, связей с общественностью, рекламы и связанных с ними областей должны уделять больше внимания ЦРТ и ИКТ в своей деятельности и использовать любую возможность содействовать скорейшему достижению этих целей.

Ален Моду, президент ORBICOM, заявил, что, к сожалению, система ООН не обладает эффективной административной системой для реализации видения и целей, поставленных на глобальных саммитах. Тим Хингэм, Начальник отдела по коммуникациям в Глобальном альянсе по улучшению качества питания (Global Alliance for Improved Nutrition, GAIN) высказал более оптимистичную точку зрения, заявив, что ЦРТ представляют собой комплексную систему мер по искоренению нищеты с определенными границами во времени. Присутствующие согласились с ним и отметили, что саммиты ООН позволили сконцентрировать внимание на жизненно важных вопросах и стимулировали все сектора на поиск решений. В свете этого ВВУИО - это саммит по поиску решений, который изучает, как информационно-коммуникационные технологии могут помочь людям достигнуть Целей развития тысячелетия.


Партнеры
Членство
  Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!