ИРИО
 
 
Главная
Об Институте
Органы управления
Дирекции по направлениям
Основные проекты
Услуги
Клиенты
Мероприятия
Международное сотрудничество
Хроника
Журнал "Информационное общество"
Зал славы
Полезные ссылки
Журнал ИО

Электронный регион

ИКТ для некоммерческих организаций

Стратегия развития информационного общества в России

Электронный регион

Глоссарий по информационному обществу (PDF, 1.21 МБ)

Энциклопедия информационного общества
ПодгКом-2 ВВУИО: 22-23 февраля 2005 г.

Используя официальные источники ПодгКома-2, ИРИО информирует своих партнеров об основных темах дискуссий и достигнутых результатах.

Неотложные задачи: формулирование принципов в области финансирования и политики развития ИКТ

Представители государства и других заинтересованных сторон из 150 стран стремились к сближению позиций относительно текстов документов, связанных с финансовыми механизмами развития ИКТ и реализацией женевского Плана действий, принятого в ходе первого этапа ВВУИО в декабре 2003 г. Эти два вопроса - важнейшие для ПодгКома-2.

22 и 23 февраля обсуждения коснулись предложений, выдвинутых председателем подкомитета ВВУИО по разработке раздела о финансовых механизмах, входящего в "операциональную" часть итогового документа. В первый день участники направили все силы на внесение в текст необходимых изменений, однако ко второму дню количество заключенных в скобки (то есть не согласованных) положений лишь возросло. Отчасти это было связано с тем, что делегации вновь обратились к положениям женевского Плана действий, касающимся трудностей, с которыми сталкиваются небольшие островные государства и наименее развитые страны. Были сформированы специальные редакционные группы, которым было поручено довести до конца работу по разрешению спорных вопросов и подготовке согласованных текстов документа.

Некоторые члены Бюро (или руководящего комитета) ВВУИО предложили созвать промежуточное совещание в период между ПодгКомом-2 и ПодгКомом-3 для достижения консенсуса. Предложение о рассмотрении возможности проведения подобной встречи было направлено генеральному секретарю МСЭ Йошио Уцуми.

Изначальным камнем преткновения стали проблемы развивающихся стран, связанные с преодолением информационного неравенства в условиях конкуренции потребностей при недостаточном количестве ресурсов (параграф 14), а также параграф, призывающий доноров направлять свою помощь в развивающиеся страны в соответствии с их приоритетами, в частности, на разработку и реализацию стратегий преодоления бедности (параграф 21). Председатель напомнил делегатам, что необходимо прийти к общей позиции по тексту, так как без этого он не будет считаться согласованным.

Страны также столкнулись с трудностями при обсуждении параграфа о появляющихся новых возможностях создания мощной коммерческой основы для инвестирования в инфраструктуру ИКТ в развивающихся странах и обеспечения доступа к услугам на основе ИКТ (параграф 18), а также параграфа о подходах к финансированию ИКТ, которые могут оказаться неадекватными из-за того, что потребность в финансах может превзойти доступные ресурсы.

Подкомитет вновь поднял вопрос о параграфе, посвященном Фонду цифровой солидарности (параграф 27). Инициатива исходит от Сенегала и должна быть официально представлена в следующем месяце. ФЦС - это добровольный финансовый механизм, дополняющий существующие финансовые механизмы. В ходе дискуссии как развитые, так и развивающиеся страны стремились согласовать свои точки зрения. При этом США настаивали на том, что финансирование должно осуществляться на основе добровольных отчислений от контрактов, заключаемых частными поставщиками услуг ИКТ, в размере 1% от суммы контракта, что позволит использовать бренд "Цифровая солидарность".

Обсуждение параграфа о совершенствовании финансовых механизмов с целью сделать финансовые ресурсы стабильными, предсказуемыми, несвязанными и устойчивыми (параграф 26) заняло большую часть утра следующего дня. Этот важнейший параграф является отправным пунктом в таких важных областях, как инфраструктура или "опорная сеть ИКТ". Он связан и с такими вопросами, как предоставление доступа к ИКТ по приемлемым ценам за счет снижения стоимости взаимосвязанных интернет-каналов, устанавливаемой поставщиками опорной сети и являющейся основным яблоком раздора.

В связи с этим ряд обозревателей сделали свои замечания. Айеша Хассан из Координационного комитета "бизнес-собеседников" (CCBI) заявила, что в некоторых случаях частный сектор не мог предоставить необходимый объем инвестиций для развития и обеспечения всеобщего доступа. Она высказалась в пользу повышения компетентности, большего выбора для потребителей, поддержку инноваций и производительности.

Организация "One World South Asia" обратила особое внимание на поддержку средств коммуникации для широких масс населения, таких как радио для сообществ.

Всемирная метеорологическая организация подчеркнула вопрос о средствах ИКТ, прогнозирующих стихийные бедствия и обеспечивающих своевременное предупреждение о них. Международная организация по вопросам миграции отметила, что ИКТ позволяют осуществлять обмен знаниями между диаспорами и исходными сообществами.

"Политическое" видение Тунисских обязательств

Итоговый документ ПодгКома-2 будет состоять из двух частей: "операционального" компонента и Тунисских обязательств, являющихся обобщением политического видения, которое будет принято на втором этапе ВВУИО в Тунисе.

Председатель Янис Карклиньш напомнил о предложении генерального секретаря МСЭ Йошио Уцуми принять дальнейшие обязательства в дополнении к принятым в ходе первого этапа ВВУИО, и обеспечить финансовые и людские ресурсы, необходимые для их реализации. Посол Карклиньш заявил, что Группа еще не пришла к единому мнению по поводу того, сколько ресурсов требуется для выполнения обязательств, и предложила ПодгКому взять на себя координацию этого вопроса. Позднее Япония, Куба и Сальвадор внесли на рассмотрение свои предложения.

Страны-участницы рассмотрели вступительные положения проекта документа Председателя, озаглавленные "От Женевы к Тунису" и носящие концептуальный характер. Новая Зеландия отметила, что декабрьское цунами в Азии, унесшее огромное количество жизней, уничтожило также хранилища культуры и источники знаний. Это еще более усиливает актуальность проблемы сохранения культурного наследия и развития национальной самобытности.

Россия заявила, что данный текст не снимает опасений относительно транснациональной природы ИКТ и проистекающих из этого последствий, поэтому необходима четкая позиция по вопросу суверенитета государств. Куба и другие страны высказались против придания чрезмерного веса каким-либо существующим документам ООН, включая Устав ООН или Всеобщую декларацию прав человека.

Норвегия призвала страны внести в текст дополнительные положения о защите свободы информации. Марокко выступила с предложением включить в документ понятие "медиа-свободы". Швейцария отметила, что акцент в документе слишком сместился на технологии и что в связи с этим есть опасность потерять его гуманитарную направленность. В связи с этим Гана подчеркнула необходимость учитывать гендерную составляющую, обсуждавшуюся на региональной встрече ВВУИО в Аккре.

Возвращаясь к вопросу о направленности на развитие, Россия и Китай высказались за включение дополнительного положения об информационной безопасности сетей. Япония заявила о необходимости двигаться к "глобальному сетевому обществу" и своем намерении вносить соответствующие предложения на предстоящей тематической встрече.

Кибербезопасность - вопрос, касающийся всех

Вопрос о кибербезопасности был поднят МСЭ в лице Рейнгарда Шолля, заместителя директора Бюро МСЭ по стандартизации. Это привлекло всеобщее внимание к положению женевского Плана действий, в котором отмечается, что доверие и безопасность являются столпами информационного общества. Активизация использования инфраструктуры ИКТ и наша растущая зависимость от сетей электронных коммуникаций усилили опасения по поводу кибербезопасности во всем мире. МСЭ давно занимается вопросами безопасности ИКТ, и г-н Шолль отметил, что "МСЭ готов в сотрудничестве со всеми участниками и международными экспертными организациями продолжать играть ключевую роль в реализации одной из целей ВВУИО - повышении доверия и безопасности в использовании ИКТ". Он представил обзор деятельности МСЭ в этой области, сделав акцент на следующих областях:

  • Стандарты безопасности для так называемых Сетей нового поколения (Next Generation Networks), деятельность МСЭ по стандартизации в сферах, затрагивающих безопасность пользователей, таких, например, как спам;
  • МСЭ публикует исследования по различным вопросам безопасности - от сетевых атак до телебиометрики для аутентификации, от хищения паролей до физической безопасности телекоммуникаций в сфере предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Г-н Шолль отметил необходимость уделять особое внимание проблемам безопасности, над решением которых бьются развивающиеся страны. МСЭ оказывает поддержку национальным проектам в области электронного правительства, включая повышение безопасности и доверия к использованию сетей общего пользования, и информирует всех участников о достигнутом прогрессе посредством различных семинаров и симпозиумов по киберезопасности. Среди ближайших мероприятий - Симпозиум по кибербезопасности в Москве (29 марта 2005 г.) и организуемая МСЭ Тематическая встреча ВВУИО по кибербезопасности (28 июня - 1 июля), на которой будут рассматриваться рекомендации к Плану действий ВВУИО, связанные с обеспечением доверия и безопасности в использовании ИКТ на глобальном уровне. МСЭ также сотрудничает с крупнейшими компаниями в области борьбы со спамом и организует технические семинары по этой теме.

ИКТ для укрепления мира

Мероприятие "ИКТ для укрепления митра" было организовано по инициативе Швейцарского правительства и нацелено на выявление передового опыта и определение четких рамок деятельности организаций, использующих ИКТ для осуществления гуманитарных и миротворческих операций. С докладом выступили посол Дэниель Штауффахер из Швейцарии и доктор Вильям Дрейк из организации "Компьютерные профессионалы за социальную ответственность" (Computer Professionals for Social Responsibility, США). Мир - это очевидная предпосылка для устойчивого социального развития, так как один-единственный конфликт может перечеркнуть долгие годы усилий, направленных на развитие.

Они отметили, что участники женевского этапа ВВУИО, сосредоточившись на сложных вопросах, вошедших в Декларацию принципов и План действий, упустили из виду миротворческое направление. Однако его необходимо учесть, так как оно подходит под принципы ВВУИО и общие цели ООН. ИКТ могут использоваться для мониторинга потенциальных горячих точек и раннего оповещения в целях предотвращения конфликтов. В случае враждебных действий ИКТ могут использоваться для уменьшения возможного ущерба и предоставления помощи для ликвидации последствий конфликта, а также восстановления мира.

Чтобы в полном объеме использовать миротворческий потенциал ИКТ, необходимо поставить этот вопрос на тунисском этапе, опираясь на национальный опыт, в том числе опыт вооруженных сил, гражданского общества и ООН для разработки всеобъемлющего плана использования ИКТ для разрешения конфликтов. Эта работа уже ведется представителями правительственного сектора и гражданского общества, а также аналитическими центрами - Университетом мира и Фондом Карнеги для поддержки международного мира, которые изучают использование ИКТ в качестве эффективного инструмента для урегулирования конфликтов и кризисов, а также осуществления гуманитарных и миротворческих акций. Более подробную информацию об использовании ИКТ для укрепления мира можно получить здесь.

Гражданское общество и бизнес создают рабочую группу

Айеша Хассан, Международная торговая палата, и Уильям Дрейк, "Компьютерные профессионалы за социальную ответственность", председательствовали на заседание "Гражданское общество и частный сектор". Так как гражданское общество и частный сектор имеют на ВВУИО статус наблюдателей, они договорились о совместной деятельности для достижения максимальных результатов в Тунисе, особенно в отношении принципа участия многих заинтересованных сторон. Для этого они решили создать постоянный открытый для всех форум в целях выработки общей позиции и представления ее государствам.

Собрание представителей телецентров видит реальный потенциал

Собрание представителей телецентров проводилось для того, чтобы выработать точку зрения на роль телецентров, общественных технических центров, "телекоттеджей" и других организаций в реализации Целей развития тысячелетия. В списке представителей этого общества на данный момент имеется 200 членов из более чем 60 стран. Многие из участников представляют местные, национальные и региональные инициативы, включая публичные библиотеки и образовательные учреждения. Присутствовало также много обозревателей от государства, частного сектора и международных организаций.

Собрание представителей телецентров поддерживает стабильные многоцелевые телецентры, которые позволяют сообществам, ограниченным в гражданских правах, преодолевать информационное неравенство и использовать возможности общества знания. Их деятельность - это не просто предоставление доступа в интернет, они помогают людям вырабатывать новые навыки, получать доступ к важной информации по вопросам охраны здоровья, становиться поставщиками местного контента и полноценно участвовать в жизни своих сообществ.

Председателем собрания был Энди Карвин из Сети по преодолению информационного неравенства. Он выразил надежду на то, что "второй этап саммита станет катализатором сотрудничества между заинтересованными представителями государства, гражданского общества и частного сектора, которые видят в телецентрах важный инструмент реализации Целей развития тысячелетия". Телецентрам часто не хватает финансовых и людских ресурсов, в то же время они пользуются огромным мандатом доверия сообществ. "Мы надеемся, что саммит станет основой для обмена передовым опытом, учебными программами и иными ресурсами, а также для демонстрации устойчивых моделей, которые позволят телецентрам реализовать их истинный потенциал и помочь маргинализованным группам в преодолении информационного неравенства”.

Среди других вопросов, обсуждавшихся 22-23 февраля, были следующие:

  • ИКТ для искоренения нищеты в Южной Азии;
  • ИКТ для оказания помощи в сфере здравоохранения в связи с бедствием, вызванным цунами;
  • Использование телекоммуникаций для оказания помощи в условиях массовых бедствий: встреча в Тампере.

Подробнее об этом - в отделе новостей ПодгКома-2 (на английском языке).


Партнеры
Членство
  Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!