ИРИО
 
 
Главная
Об Институте
Органы управления
Дирекции по направлениям
Основные проекты
Услуги
Клиенты
Мероприятия
Международное сотрудничество
Хроника
Журнал "Информационное общество"
Зал славы
Полезные ссылки
Журнал ИО

Электронный регион

ИКТ для некоммерческих организаций

Стратегия развития информационного общества в России

Электронный регион

Глоссарий по информационному обществу (PDF, 1.21 МБ)

Энциклопедия информационного общества
ПодгКом-2 ВВУИО: 18-21 февраля 2005 г.

Используя официальные источники второго подготовительного комитета Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, ИРИО знакомит своих партнеров с основными темами и результатами состоявших мероприятий.

Основной вопрос: финансовые механизмы

План действий первого этапа ВВУИО, прошедшего в декабре 2003 г. в Женеве, предполагал создание Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном специальной целевой группы для оценки соответствия существующих финансовых механизмов задачам использования информационно-коммуникационных технологий для развития. Такая группа к концу декабря 2004 г. была создана. Она подготовила и представила второму Подготовительному комитету тунисского этапа ВВУИО отчет о достигнутых результатах.

Г-н Нашимото из Программы развития ООН (ПРООН), представивший этот отчет, пояснил, что акцент в нем сделан на анализе существующих механизмов и проблем, а тиакже передового опыта, который можно было бы использовать для широкомасштабных консультаций и представить на обсуждение ВВУИО. По словам г-на Нашимото, исходной посылкой целевой группы было то, что использование ИКТ невозможно без соответствующего финансирования и должно рассматриваться в контексте развития.

Большое количество предложений к отчету была получена от государственных организаций 27 стран, от ряда организаций гражданского общества и от одной организации из частного сектора. В основе большинства этих предложений лежало осознание неадекватности существующих финансовых механизмов потребностям развития. Основной упор был сделан на создании предпосылок, реализации некоторых изменений и инноваций, необходимых для использования существующих механизмов и получения доступа к ним.

Первое чтение текста прошло в атмосфере сотрудничества, очень небольшая его часть осталась в скобках. Ключевые моменты обсуждения касались того, что положения документа были оценены как чересчур стандартные для решения всего многообразия проблем. Представители наименее развитых стран выразили желание внести отдельный параграф, описывающий особые условия в их странах. Особо был отмечен параграф 27 доклада, касающийся создания Фонда цифровой солидарности (Digital Solidarity Fund, DSF) и его предполагаемых целей. Для того, чтобы предоставить делегатам больше информации по Фонду, создание которого инициировала Африка, но который вел бы свою деятельность на глобальном уровне, был организован специальный брифинг.

Фонд цифровой солидарности - обзор

ПодгКом-2 пригласил сделать доклад по Фонду цифровой солидарности посла Ги Оливье Сегона. Идею создания Фонда предложил на женевском этапе ВВУИО президент Сенегала Абдулайе Вад, а инаугурацию Фонда в роли председателя Африканского союза будет проводить 14 марта 2005 года в Женеве президент Нигерии Олусегун Абасанджо. Фонд рассматривается в качестве добровольного финансового механизма, дополняющего существующие финансовые механизмы.

Фонд, зарегистрированный в Швейцарии, будет пополняться добровольными пожертвованиями в размере 1% от контрактов, заключенных частными поставщиками услуг ИКТ, что позволит им использовать бренд "Цифровая солидарность". Средства будут расходоваться на финансирование общественно значимых проектов, но не для крупных инвестиций в инфраструктуру, и будут распределяться в соответствии со следующими критериями: 60% будет уходить на проекты, осуществляющиеся в наименее развитых странах; 30% - в странах с переходной экономикой, и 10% - в развитых странах при наличии проблемы цифрового неравенства. Административные затраты Фонда не будут превышать 6% от общих расходов.

Некоторые страны высказали свою точку зрения по поводу Фонда цифровой солидарности. В частности, Гана заявила, что Фонд не является африканским решением африканской проблемы, а скорее глобальным решением глобальной проблемы. Некоторые страны выразили свои сомнения. Так, например, Венесуэла, Куба и Индонезия задали вопрос, почему среди развивающихся стран только наименее развитые будут иметь доступ к средствам фонда, а также подвергли сомнению добровольность вклада в 1%. Колумбия высказала опасение, что увеличение затрат на 1% будет перекладываться на плечи покупателя, что приведет к усилению цифрового неравенства. Другие представители высказались против создания Фонда в рамках швейцарского законодательства и выразили необходимость создания финансовых механизмов на международной основе, подобно тому, как это принято в ООН.

Гражданское общество обсуждает финансовые механизмы

Гражданское общество провело специальное заседание по финансовым механизмам в сфере ИКТ для развития. На нем было представлено два доклада.

Первый отчет касался стратегий финансирования информационного общества на основе концепции глобальных общественных благ (global public goods, GPGs). Акцент на глобальные общественные блага предполагает концентрацию усилий международного сообщества на укреплении системы, подходящей для предоставления этих благ. Было предложено, что стратегия предоставления и финансирования общественных благ должна состоять из следующих пяти элементов:

  1. Создание механизмов развития инфраструктуры, особенно в странах, обладающих меньшей способностью к мобилизации ресурсов;
  2. Использование разнообразных финансовых механизмов, предоставляемых различными источниками, и адаптация этих механизмов к потребностям каждой страны и каждого компонента информационного общества;
  3. Постоянные усилия по внедрению финансовых механизмов, наилучшим образом приспособленных к условиям информационного общества - например, глобальные налоги или ограниченная версия Международного финансового механизма (International Finance Facility, IFF) с целью расширить финансовые возможности и дополнить ресурсы развивающихся стран;
  4. Страны должны иметь возможность использовать преимущества скрытого разделения труда, существующего в различных финансовых источниках;
  5. Стратегия должна способствовать преодолению проблем, связанных с национальными или местными особенностями.

Второй отчет касался прогресса и вопросов финансирования в сфере ИКТ для развития в африканских странах южнее региона пустыни Сахара. В этом регионе находятся 34 из 50 наименее развитых стран и 14 из 32 стран, не имеющих выхода к морю и которые испытывают самые серьезные экономические, социальные и политические проблемы - нищету, неравенство доходов, внутренние и внешние конфликты, болезни и высокую стоимость базовой инфраструктуры, включая телекоммуникации. Отчет предлагает две основных перспективы:

  • Финансовые механизмы, отвечающие потребностям в ИКТ большинства бедного населения африканских стран (искоренение нищеты);
  • Механизмы, способствующие повышению с помощью ИКТ уровня национального развития страны и усилению экономического роста в регионе.

Отчет подчеркивает большое значение участия африканских стран в решении проблем "активного правления" на глобальном уровне и международной торговле, а также проблем списания долга, которые рассматриваются как критические вопросы, решение которых необходимо для полноценного участия этих стран в информационном обществе. Тексты данных отчетов доступны здесь (на английском языке).

Комментарии обозревателей к повестке дня тунисской встречи

МСЭ

Роберто Блуа, заместитель генерального секретаря Международного союза электросвязи, заявил в понедельник, 21 февраля на ПодгКоме-2, что коннективность и доступ - основа инклюзивного информационного общества, ориентированного на развитие, и МСЭ играет критическую роль в ее обеспечении: "С точки зрения спроса наша деятельность способствует созданию сетей, отвечающих потребностям пользователей, а с точки зрения предложения мы помогаем государствам расширять и адаптировать имеющуюся инфраструктуру к использованию приложений и услуг на основе ИКТ в таких областях, как здравоохранение, торговля и обучение".

Будучи ведущей организацией в ООН, уполномоченной организовать Встречу на высшем уровне, МСЭ готов взять на себя ключевую роль в реализации целей ВВУИО. Блуа заявил, что одним из ключевых инструментов является инициатива по созданию базы данных о выполнении решений ВВУИО. "Она представляет перечень действий всех заинтересованных сторон по реализации женевского Плана действий и оценке прогресса в формировании инклюзивного информационного общества и достижении Целей развития тысячелетия". По мнению Блуа, собранная в этой базе данных информация поможет:

  • Определить области, требующие более пристального внимания;
  • Укрепить партнерские отношения между заинтересованными сторонами;
  • Выявлять наиболее удачные (и неудачные) проекты для лучшей координации проектов и стратегий.

Блуа высказал уверенность в эффективности этих действий и заявил, что МСЭ может координировать свою деятельность с организациями системы ООН, способствуя лидерству каждой из них в своей области и наиболее активно работая в трех сферах, находящихся в его прямой компетенции: предоставление доступа и коммуникационных технологий для всех, в особенности для сельских районов и области с недостаточным уровнем обслуживания; доверие и безопасность в использовании ИКТ; создание политической и правовой базы информационного общества. МСЭ будет своевременно информировать мировое сообщество об имеющихся достижениях.

CERN

CERN (Европейский совет по ядерным исследованиям) в лице своего генерального секретаря Максимилиана Метцгера назвал в ходе ПодгКома-2 приоритетные для научного сообщества области в реализации целей ВВУИО. Среди них - знание, образование и взаимовыгодные партнерства, включая программы технической поддержки. По его мнению, эти области являются ключевыми для обеспечения необходимого потенциала для развития. ИКТ - основной инструмент хранения и организации научного и образовательного контента, обмена им и обеспечения доступа к нему на глобальном уровне. Научное сообщество должно активно участвовать в обсуждении проблемы регулирования в интернете и необходимых действий по развитию навыков использования возможностей информационного века с помощью ИКТ и партнерств.

Рабочая группа по гражданскому обществу

Бертран де ля Шапель из Рабочей группы по гражданскому обществу отметил, что правительства в одиночку не в состоянии реализовать План действий ВВУИО. Он назвал 5 областей для активных консультаций с привлечением всех заинтересованных сторон: направления действий (с точки зрения тематического и проблемного подходов); рабочие группы, в состав которых входят представители разных заинтересованных сторон; роль международных организаций (с точки зрения улучшения координации между различными учреждениями); координирующий орган (организация практических действий); национальный уровень (поддержка многостороннего диалога для обеспечения реализации принятых решений на национальном уровне).

Рабочая группа по научной информации

Франсис Муге, координатор Рабочей группы по научной информации, высказался за выработку рабочего определения международных многосторонних механизмов и партнерств; проведение анализа национальных правовых сред с точки зрения содействия партнерству между государством и частным сектором; выработку предложений по использованию многосторонних механизмов всеми участниками, а также подготовку доклада, который будет рассмотрен в ходе тунисского этапа ВВУИО.

Координационный комитет "бизнес-собеседников"

Айеша Хассан из Координационного комитета "бизнес-собеседников" (Coordinating Committee of Business Interlocutors, CCBI) подчеркнула, что Комитет считает необходимым следить за прогрессом в выполнении обязательств, принятых на себя участниками в ходе первого этапа ВВУИО в Женеве. Необходимо понять, что достигнуто в странах по реализации Декларации и Плана действий ВВУИО с точки зрения самых основ - образования, инфраструктуры, создания необходимых компетенций и нормативно-правовой среды, способствующей развитию конкуренции и предпринимательства.

Тунисский план - от принципов к действиям

Достигнув некуоторого прогресса в обсуждении механизмов финансирования ИКТ, которое завершится во вторник, 22 февраля, ПодгКом-2 перешел к обсуждению второй важнейшей темы, стоящей на повестке дня: Тунисский план реализации принятых решений. Этот план, во многом определяющий "операционную" часть финансового документа, представленного "Друзьями председателя", является результатом объединенных усилий по переводу Плана действий, принятого в ходе женевского этапа ВВУИО (декабрь 2003 г.) в плоскость конкретной реализации. Весь этот документ заключен в настоящий момент в квадратные скобки (еще не согласован), поэтому для достижения консенсуса предстоит еще многое обсудить.

В ходе обсуждения первого раздела предложений по переходу от принципов к действиям часто поднимался вопрос о том, что временные рамки, установленные для выработки странами электронных стратегий в качестве неотъемлемой части национальных планов развития, а именно 2008 год, являются нереалистичными. Многие развивающиеся страны заявили о необходимости снять эти временные ограничения, учитывая чрезвычайно разный уровень их развития. С предложил для сближения и некоторого выравнивания национальных стратегий 2010 год, что позволит более плавно подойти к 2015 году - сроку выполнения Целей развития тысячелетия. Австралия, Канада и США согласились с тем, что язык документа должен соответствовать Декларации Тысячелетия.

Затрагивая вопрос создания систем заблаговременного предупреждения о стихийных бедствиях, делегация Шри-Ланки напомнила участникам о критической необходимости наращивания подобных возможностей. Шри-Ланка - одна из стран, по которым тяжело прошлось декабрьское цунами. Она призвала МСЭ использовать все возможности, включая деятельность других международных организаций, для поиска самых эффективных технологий и финансирования систем предупреждения стихийных бедствий в Индийском океане. Япония и США поддержали Шри-Ланку в этом вопросе.

Обсуждение также коснулось необходимости развития человеческого потенциала, обучения и повышения профессиональной подготовки в условиях развития информационного общества и использования преимуществ ИКТ на благо всех граждан. Южная Америка предложила направлять инвестиции не только в формальное образование, но и в развитие человеческих ресурсов, в первую очередь таких групп как учителя, женщины и молодежь.

Другие страны подчеркивали региональные аспекты электронного развития. Россия, например, предложила включить в рассмотрение телемедицину как средство улучшения доступа ко всемирному банку знаний в сфере здравоохранения. Ирак заявил о необходимости уделять особое внимание вопросам охраны окружающей среды. Представители Бразилии настаивали на принятии дополнительного параграфа о технологической конвергенции. Другие страны требуют четкого упоминания проблемы местных языков и контента и способах ее решения.

Рабочая группа по регулированию в интернете (РГРИ) подготовила предварительный отчет

Рабочая группа по регулированию в интернете провела заседание в рамках женевских мероприятий 14-16 февраля. Обсуждение коснулось IP-адресов, администрирования системы корневых серверов интернета и других вопросов, в числе которых была подготовка завершение предварительного отчета. Группа приблизилась к пониманию рабочего определения термина "регулирование в интернете", выделила вопросы государственной политики и определила временные рамки своей работы.

Материалом для обсуждений, направленных на выработку общего понимания по широкому ряду вопросов, послужил 21 рабочий документ. У стран появилась возможность высказаться по поводу пакета предложений.

РГРИ выразила готовность работать параллельно над практическим определением самого термина "интернет". В ходе обсуждений и открытых консультаций участники пришли к общим результатам, основывающимся на следующих посылках:

  • Термины "регулирование" и "регулировать" означают нечто большее, чем регулирующая деятельность государства;
  • Деятельность, нацеленная на усиление возможностей, включает в себя организованные и совместные действия различных заинтересованных сторон;
  • Регулирование в интернете включает в себя более широкий спектр условий и механизмов, нежели просто распределение IP-адресов и управление системой доменных имен.

Таким образом, к рассмотрению были приняты следующие моменты:

  • Стремительно изменяющаяся технологическая среда;
  • Необходимость ориентации на практические действия;
  • Роли и обязанности различных игроков, изложенные в параграфе 49 Декларации, фиксирующей в динамичной манере и с учетом возможных перспектив весь круг вопросов, связанных с интернетом, в соотнесении с общими и конкретными целями, обозначенными в Декларации принципов;
  • Практическая основа для разграничения вопросов технической и государственной политики; а также
  • Тот факт, что термин «регулирование» подразумевает новые формы регулирования, основанные на участии многих заинтересованных сторон.

В ходе совещания также были определены четыре ключевых вопроса государственной политики, которые требуют дальнейшей разработки и обсуждения, а именно:

  • Интернет-инфраструктура и управление интернетом, включая администрирование системы доменных имен и IP-адресов, а также системы Корневого сервера. Сюда же относится будущее Корпорации по присвоению имен и адресов в интернете (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, ICANN), отвечающей за управление доменными именами и их координацию;
  • Специфические вопросы регулирования Интернета, включая спам, сетевую безопасность и киберпреступность. До сих пор четко не определены направления глобального сотрудничества, необходимого для решения этих вопросов, нет организации, в компетенцию которой это входило бы;
  • Вопросы, связанные с регулированием интернета, но выходящие за его рамки. Среди них - права на интеллектуальную собственность или международная торговля, находящиеся в компетенции таких организаций, как ВТО и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Решение этих вопросов невозможно силами одного лишь форума по регулированию в интернете;
  • Вопросы развития, относящиеся также и к проблеме регулирования в интернете, в частности, развитие человеческого потенциала в соответствующей сфере в развивающихся странах.

С настоящего времени и по апрель включительно Группа проведет оценку своих возможностей, в июле будет составлен финальный отчет. Отчет, представленный на совещании, доступен здесь.

Цели развития тысячелетия и ИКТ

Параллельно женевской встрече прошло мероприятие "Содействие ВВУИО: синергия Целей развития тысячелетия (Millenium Development Goals, MDGs)", организованное Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству, исследовательским фондом MS Swaminathan Research Foundation (MSSRF) и Глобальным партнерством во имя знания (Global Knowledge Partnership, GKP). Совещание под председательством посла Вальтера Фуста, генерального директора Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству, было посвящено разработке политики и практики использования ИКТ для преодоления бедности.

Ричард Герстер, выступавший от Chennai Group, подчеркнул необходимость создания эффективной правовой среды, благоприятствующей развитию, открывающей богатый выбор технологий, способствующей мобилизации ресурсов и обмену опытом между «южными» странами в использовании ИКТ для искоренения нищеты. Адама Самассеку заявил о необходимости поддерживать действия, исходящие "снизу", и высказался в пользу обеспечения многоязычия, без которого цифровое неравенство будет только расти. Индраджит Банерджи подчеркнул, что ИКТ должны преодолеть физические барьеры, чтобы преодолеть барьеры нищеты. Все участники должны договориться о сотрудничестве, так как эту задачу нельзя решить в одиночку. Необходимым условием является разработка подходящих технологий и эффективной правовой и политической базы.

Радхика Лал подвела итоги отчета Целевой группы по финансовым механизмам, подчеркивая, что рыночные силы не обязательно являются самым эффективным средством для предоставления услуг бедным, необходимо учитывать и другие финансовые механизмы. Суббия Аруначалам заявил, что ИКТ должны стать органичной частью целостного процесса развития, обеспечивающей горизонтальный и вертикальный поток информации. ИКТ для развития предполагает обмен знаниями и партнерства всех заинтересованных сторон: органов государственной власти и местного самоуправления, различных сообществ, гражданского общества и частного сектора. Фонд Swaminathan Foundation стал организатором Миссии-2007, целью которой является соединение всех 637,000 деревень в Индии в течение трех лет с центрами знаний, а также организация обмена опытом с другими развивающимися регионами.

Следует особо отметить присутствие на встрече женщин, которые имеют опыт успешного использования ИКТ для развития. Среди присутствующих были: Арунабен Пармар, поставляющая видеозаписи для женского союза по обеспечению самостоятельной занятости; Пратима, использующая беспроводные технологии для того, чтобы такая группа как кочующие лесные жители имели доступ к экстренным службам и службам здравоохранения; Пакиалутчми, оператор интернет из Пондичерри, управляющая метеостанцией для фермеров; Аша Шарма, оператор телефонной линии помощи. Высказывая свои рекомендации для ВВУИО, они подчеркнули важность многоязычия и доступности необходимых голосовых технологий, которые могут сократить неравенство с точки зрения грамотности.

Обучение с использованием ИКТ - ключ к устойчивому развитию

Параллельно ПодгКому-2 прошло мероприятие, на котором обсуждался вопрос обучения с помощью ИКТ. В центре внимания данного события был портал данных GEO, использующий бесплатное программное обеспечение и призванный стать глобальным хранилищем данных об окружающей среде.

Портал данных GEO, совместный проект Программы ООН по защите окружающей среды и Женевского университета, превратился в глобальный проект в области образования и устойчивого развития. Он предоставляет доступ к обширной коллекции гармонизированных экологических и социоэкономических данных, полученных из авторитетных региональных, субрегиональных и национальных источников. В нем содержится более 450 статистических и гео-переменных, что позволяет получать информацию, анализировать ее, создавать карты и графики, а также проводить межстрановые сравнения.

Основная цель Портала данных GEO - объединение людей и укрепление взаимодействия, общение и обмен новыми идеями и решениями для устойчивого развития в сфере охраны окружающей среды.


Партнеры
Членство
  Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!