В опубликованном 29 июля 2016 года рейтинге стран по уровню развития электронного правительства, который раз в два года готовит ООН, Россия заняла 35 место, опустившись с 27 места, которое она занимала в предыдущем рейтинге 2014 г. На достаточно почетное 27 место Россия поднялась еще в 2012 г. резко улучшив свои показатели по сравнению с 2010 г., когда она занимала 59 место.
Падение места в общем
рейтинге, как и его рост в 2012 году, объективны, объяснимы и связаны с
динамикой двух индексов – индекса телекоммуникаций и индекса онлайновых услуг,
которые вместе с индексом человеческого капитала формируют с одинаковыми весами
композитный индекс развития электронного правительства, на основе которого
строится рейтинг ООН.
Индекс онлайновых услуг рассчитывается на основе результатов
обследования официальных правительственных порталов и веб-сайтов, которое
проводится при подготовке очередного рейтинга. Начиная с 2012 года можно было наблюдать стремительный рост места России
по этому индексу: с 68 места в 2010 году она поднялась на 37-е в 2012 году и
27-е в 2014 году. Быстрый прогресс на первом этапе был связан с переводом услуг
в электронную форму, созданием единого портала государственных и муниципальных
услуг, раскрытием информации о деятельности органов власти на официальных
сайтах. На втором этапе эта динамика была поддержана расширением числа государственных
услуг в электронной форме и реализацией ряда инициатив в области взаимодействия
с гражданами с использованием ИКТ, таких как «Российская общественная
инициатива», публикация открытых данных, создание Единого портала для
размещения информации о разработке органами власти проектов нормативных
правовых актов и их общественного обсуждения.
В 2014 году довольно существенно
поменялась методика ООН для обследования официальных сайтов, в которую были
введены и расширены критерии, связанные с современными тенденциями развития
электронных правительств (многоканальность и мобильность, ориентация на
пользователя, предоставление услуг по жизненным ситуациям, использование
широкого круга инструментов по вовлечению граждан в процессы управления и др.).
Открытые данные и электронное участие граждан в управлении стали
рассматриваться как важная часть услуг электронного правительства (которые у
нас традиционно понимаются более узко - как использование ИКТ для
предоставления государственных и муниципальных услуг). В результате, в рейтинге
2014 года Россия по последним двум из четырех стадий развития онлайновых
сервисов (начальные и продвинутые информационные сервисы, транзакционные и
сетевые/интеграционные сервисы) набрала 51% и 35% от максимально возможной
оценки. Этого хватило в 2014 году, чтобы еще вырасти в рейтинге (тогда
указанные выше тенденции были внове для большинства государств), но в
последующие 2 года по новым параметрам в России существенных подвижек не
произошло, ее стали обгонять другие страны и в результате в 2016 году Россия
опустилась с 27 на 38 место по индексу онлайновых услуг.
В последние годы страны-лидеры начали полномасштабное внедрение технологий электронного правительства нового поколения – цифрового правительства. Не случайно первое место в рейтинге ООН заняла Великобритания, ставшая пионером внедрения цифровых государственных услуг, а первую десятку рейтинга составляют страны, принявшие и реализующие проекты цифровой трансформации своих систем государственного управления. Возможности, которые открывают технологии цифрового правительства для Российской Федерации, недавно были представлены в аналитическом докладе «Цифровое правительство 2020: Перспективы для России», подготовленного Всемирным банком совместно с Институтом развития информационного общества.
Справедливости ради
следует сказать, что в разрабатываемом сейчас Минкомсвязи Системном проекте
электронного правительства и в других документах предусмотрены мероприятия по
указанным выше новым направлениям развития электронного правительства, но
задержка в их реализации, отчасти связанная с трудностями финансирования,
обусловила потерю позиций в этой составляющей рейтинга ООН.
Аналогичная динамика наблюдается в индексе телекоммуникационной инфраструктуры, который рассчитывается на основе
5 показателей, собираемых Международным союзом электросвязи (проникновение
интернета, стационарной и мобильной телефонной связи, фиксированного и
беспроводного ШПД). Высокие темпы роста в
2008-2010 гг. телекоммуникационных показателей, прежде всего проникновения
интернета, позволили России подняться по индексу телекоммуникационной
инфраструктуры с 63 места в докладе 2010 г. на 30-е в 2012 г. В последующие
годы в России темпы роста показателей телекоммуникационной инфраструктуры
снизились и они уже не обеспечивают дальнейшего продвижения в рейтинге, ее
стали обгонять другие страны - по соответствующему компоненту индекса ООН
Россия опустилась с 30-го места в 2012 году на 33-е место в рейтинге 2014 года
и на 38-е в 2016 году, что также определило снижение места в общем рейтинге.
Снижение темпов роста телекоммуникационных показателей отчасти связаны с общей
экономической ситуацией, а отчасти - с задержкой в реализации мер по преодолению цифрового неравенства в России (универсальная услуга связи по доступу к ШПД в
населенных пунктах с числом жителей 250 и выше была введена только в 2014 году,
есть задержки в реализации этой и других мер). Некоторый вклад в снижение места внесло и изменение методики измерения
числа абонентов сотовой связи – в последние годы России стала, в соответствии с
методикой МСЭ, учитывать только активных абонентов, что снизило значение этого
показателя. |