ИРИО
 
 
Главная
Об Институте
Органы управления
Дирекции по направлениям
Основные проекты
Услуги
Клиенты
Мероприятия
Международное сотрудничество
Хроника
Журнал "Информационное общество"
Зал славы
Полезные ссылки
Журнал ИО

Электронный регион

ИКТ для некоммерческих организаций

Стратегия развития информационного общества в России

Электронный регион

Глоссарий по информационному обществу (PDF, 1.21 МБ)

Энциклопедия информационного общества
Институт развития информационного общества выступил соорганизатором круглого стола «Цифровое развитие в России»

12 апреля 2016 г. Всемирный банк в сотрудничестве с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и Институтом развития информационного общества провел круглый стол в Москве на тему «Цифровое развитие в России».

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились Константин Носков, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, и Андраш Хорваи, директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации. На открытии мероприятия присутствовал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев.

На первой сессии состоялась презентация Доклада о мировом развитии (ДМР) – главной аналитической публикации Всемирного банка, издаваемой с 1979 года. Ежегодно в докладе раскрывается одна актуальная тема, представляющая интерес для социально-экономического развития. Тема Доклада 2016 года - «Цифровые дивиденды». За 37-летнюю историю ДМР это первый доклад, целиком посвященный роли информационно-коммуникационных технологий в социально-экономическом развитии. С презентацией доклада выступил Дипак Мишра, ведущий экономист, содиректор Департамента международного развития Всемирного банка. Он отметил, что цифровые технологии быстро и повсеместно распространяются в развивающихся странах, однако Хуан Навас-Сабатер, Эндрю Стотт, Дипак Мишра, Андраш Хорваи и другие участники круглого столапредполагаемые выгоды для социально-экономического развития, связанные с использованием технологий, не всегда оправдывают ожидания. Цифровые технологии стимулируют экономический рост, открывают новые возможности и повышают качество услуг, но необходимо сделать еще очень многое, чтобы эти выгоды были справедливо распределены среди населения.

В дискуссии по докладу приняли участие Хуан Навас-Сабатер, ведущий специалист в сфере политики ИКТ Всемирного банка; Юрий Хохлов, председатель Совета директоров Института развития информационного общества; Илия Димитров, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; Евгений Зиндер, председатель правления Фонда «Фостас»; Александр Рябушко, заместитель директора Управления информационной политики Ульяновской области и другие.

Алексей Козырев среди участников мероприятияНа второй сессии состоялось обсуждение доклада «Цифровое правительство: перспективы для России», подготовленного экспертами Всемирного банка и Института развития информационного общества. Докладчиками были основные авторы доклада – Эндрю Стотт, международный эксперт Всемирного банка, и Юрий Хохлов.

Подводя итого 20-летнего развития электронного правительства в Великобритании, Эндрю Стотт поделился мыслью, что электронное правительство в этой стране не оправдало многих надежд и многомиллиардных инвестиций. 40% населения страны используют услуги электронного правительства, однако только 4% населения осуществляют транзакции при реализации услуг.

Юрий Хохлов говорил о том, что в последние годы Россия достигла существенного прогресса в реализации действующей концепции электронного правительства, предусматривающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме параллельно другим каналам. Достижения включают многофункциональные центры и функционирующий Единый портал госуслуг; формирование системы межведомственного электронного взаимодействия; развитие базовых государственных информационных ресурсов (национальных баз данных); предоставление общих сервисов, например, идентификации и аутентификации, и сведений из платежных систем.

На протяжении многих лет электронное правительство вносит большой вклад в решение этих проблем. Тем не менее, во многих странах – даже тех, которые рассматривались как лидеры в сфере электронного правительства – потенциал трансформации и полноценной «цифровизации» услуг часто остается нереализованным. Лидеры электронного правительства в настоящее время переходят к следующему этапу трансформации системы предоставления услуг – к так называемой стадии «цифрового правительства». Опираясь на инвестиции и преобразования, произведенные в ходе предыдущих этапов формирования электронного правительства, эта стадия подразумевает полный перевод услуг в цифровой формат от обращения за этими услугами до их исполнения и достижение такого положения дел, когда ведомственные процессы опираются преимущественно на данные, а не на документы.

Тем не менее, уровень использования многих электронных услуг остается достаточно низким. Технологические достижения не всегда подкреплены изменениями в административных регламентах или нормативной правовой базе, необходимыми для того, чтобы их потенциал был реализован в полной мере. Решения по обеспечению интероперабельности повысили качество межведомственного взаимодействия, но не сделали электронные услуги существенно более удобными для пользователей; внутренние административные процессы остаются по-прежнему недостаточно цифровыми.

Михаил Бунчук и Хуан Навас-СабатерДоклад был подготовлен с целью оказания содействия Правительству Российской Федерации в разработке и реализации проектов, предназначенных для решения упомянутых выше проблем, а также дальнейшего развития цифрового правительства. Он содержит высокоуровневые рекомендации, учитывающие российские реалии и передовой мировой опыт. В докладе даны следующие рекомендации для рассмотрения Правительством Российской Федерации:

  • подготовка в сжатые сроки обновленной стратегии развития цифрового правительства до 2020 года на основе использования передового опыта;
  • обеспечение трансформации административных процессов на основе принципа «цифровые по умолчанию»;
  • построение новой инфраструктуры для реализации цифрового правительства;
  • создание более четкого и интегрированного институционального механизма для раз-работки стратегии и контроля над ее реализацией;
  • решение вопросов «цифровой инклюзии» (включенности в использование цифровых технологий и сервисов) с учетом географических и демографических особенностей России.

При условии оперативного осуществления ключевых стратегических инвестиций Россия имеет возможность улучшить цифровые услуги для граждан и бизнеса, удовлетворить ожидания пользователей с точки зрения легкости и удобства доступа к государственным и муниципальным услугам по сравнению с другими онлайновыми и мобильными сервисами, повысить эффективность административных процедур и правоприменения, а также сэкономить или перераспределить ресурсы, которые в настоящее время расходуются на рутинные процессы управления.

В дискуссии по докладу «Цифровое правительство: перспективы для России» приняли участие Евгений Зиндер; Александр Рябушко, заместитель директора Управления информационной политики Ульяновской области; Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области; Татьяна Ершова, генеральный директор Института развития информационного общества; Иван Дубровин, начальник отдела развития СМЭВ Минкомсвязи РФ; Анна Коробова, заместитель начальника управления экономики и перспективного развития Префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы, курирующая сферу информационных технологий, и другие.

Эндрю Стотт, Иван Дубровин, Татьяна ЕршоваТатьяна Ершова подчеркнула, что при реализации рекомендаций, сформулированных в докладе, необходимо учесть три аспекта, представляющих серьезные вызовы для России: огромная территория страны, стареющее население и плохой бизнес-климат. С учетом этого стратегия развития цифрового правительства в России потребует:

  • определения адекватных подходов и технологий для обеспечения труднодоступных населенных пунктов коннективностью и цифровыми сервисами;
  • принятия мер по обеспечению цифровой инклюзии пенсионеров, в настоящее время составляющих треть населения России, в том числе за счет использования существующей инфраструктуры и возможностей Сбербанка России и центров социального обслуживания;
  • политической воли, направленной на создание благоприятных условий для развития бизнеса в стране.

В работе круглого стола от ИРИО приняли участие Луиза Ризманова, руководитель Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью; Владимир Кондратьев, главный специалист Дирекции региональных программ; аналитики Дирекции региональных программ Александр Катин и Василий Питул; менеджеры Ольга Копьёва и Владимир Горбунов.


Партнеры
Членство
  Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!