12 апреля 2016 г. Всемирный банк в сотрудничестве с Аналитическим центром
при Правительстве Российской Федерации и Институтом развития информационного
общества провел круглый стол в Москве на тему «Цифровое развитие в России».
С приветственным словом к участникам мероприятия
обратились Константин Носков, руководитель Аналитического центра при
Правительстве Российской Федерации, и Андраш Хорваи, директор и постоянный
представитель Всемирного банка в Российской Федерации. На открытии мероприятия присутствовал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев.
На первой сессии
состоялась презентация Доклада о мировом развитии (ДМР) – главной аналитической
публикации Всемирного
банка, издаваемой с 1979 года.
Ежегодно в докладе раскрывается одна актуальная тема, представляющая интерес
для социально-экономического развития. Тема Доклада 2016 года - «Цифровые дивиденды».
За 37-летнюю историю ДМР это первый
доклад, целиком посвященный роли информационно-коммуникационных технологий в
социально-экономическом развитии. С презентацией доклада выступил Дипак Мишра, ведущий
экономист, содиректор Департамента международного развития Всемирного банка. Он
отметил, что цифровые технологии быстро и повсеместно распространяются в
развивающихся странах, однако предполагаемые выгоды для
социально-экономического развития, связанные с использованием технологий, не
всегда оправдывают ожидания. Цифровые технологии стимулируют экономический
рост, открывают новые возможности и повышают качество услуг, но необходимо
сделать еще очень многое, чтобы эти выгоды были справедливо распределены среди
населения.
В дискуссии по докладу приняли участие Хуан
Навас-Сабатер, ведущий специалист в сфере политики ИКТ Всемирного банка; Юрий
Хохлов, председатель Совета директоров Института развития информационного
общества; Илия Димитров, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по
защите прав предпринимателей; Евгений Зиндер, председатель правления Фонда «Фостас»;
Александр Рябушко, заместитель директора Управления информационной политики
Ульяновской области и другие.
На второй сессии состоялось обсуждение доклада «Цифровое правительство: перспективы для России», подготовленного
экспертами Всемирного банка и Института развития информационного общества. Докладчиками
были основные авторы доклада – Эндрю Стотт, международный эксперт Всемирного
банка, и Юрий Хохлов.
Подводя итого 20-летнего развития электронного правительства в
Великобритании, Эндрю Стотт поделился мыслью, что электронное правительство в этой
стране не оправдало многих надежд и многомиллиардных инвестиций. 40% населения
страны используют услуги электронного правительства, однако только 4% населения
осуществляют транзакции при реализации услуг.
Юрий Хохлов говорил о том, что в последние годы Россия достигла
существенного прогресса в реализации действующей концепции электронного
правительства, предусматривающей предоставление государственных и муниципальных
услуг в электронной форме параллельно другим каналам. Достижения включают
многофункциональные центры и функционирующий Единый портал госуслуг;
формирование системы межведомственного электронного взаимодействия; развитие базовых
государственных информационных ресурсов (национальных баз данных);
предоставление общих сервисов, например, идентификации и аутентификации, и
сведений из платежных систем.
На протяжении многих лет электронное правительство вносит большой вклад в решение
этих проблем. Тем не менее, во многих странах – даже тех, которые
рассматривались как лидеры в сфере электронного правительства – потенциал
трансформации и полноценной «цифровизации» услуг часто остается
нереализованным. Лидеры электронного правительства в настоящее время переходят
к следующему этапу трансформации системы предоставления услуг – к так
называемой стадии «цифрового правительства». Опираясь на инвестиции и
преобразования, произведенные в ходе предыдущих этапов формирования
электронного правительства, эта стадия подразумевает полный перевод услуг в
цифровой формат от обращения за этими услугами до их исполнения и достижение
такого положения дел, когда ведомственные процессы опираются преимущественно на
данные, а не на документы.
Тем не менее, уровень использования многих электронных услуг остается
достаточно низким. Технологические достижения не всегда подкреплены изменениями
в административных регламентах или нормативной правовой базе, необходимыми для
того, чтобы их потенциал был реализован в полной мере. Решения по обеспечению
интероперабельности повысили качество межведомственного взаимодействия, но не
сделали электронные услуги существенно более удобными для пользователей; внутренние
административные процессы остаются по-прежнему недостаточно цифровыми.
Доклад был подготовлен с целью оказания содействия Правительству Российской
Федерации в разработке и реализации проектов, предназначенных для решения
упомянутых выше проблем, а также дальнейшего развития цифрового правительства.
Он содержит высокоуровневые рекомендации, учитывающие российские реалии и
передовой мировой опыт. В докладе даны
следующие рекомендации для рассмотрения Правительством Российской Федерации:
- подготовка в сжатые сроки обновленной стратегии
развития цифрового правительства до 2020 года на основе использования
передового опыта;
- обеспечение трансформации административных процессов на
основе принципа «цифровые по умолчанию»;
- построение новой инфраструктуры для реализации
цифрового правительства;
- создание более четкого и интегрированного
институционального механизма для раз-работки стратегии и контроля над ее
реализацией;
- решение вопросов «цифровой инклюзии» (включенности в
использование цифровых технологий и сервисов) с учетом географических и
демографических особенностей России.
При условии оперативного осуществления ключевых стратегических инвестиций
Россия имеет возможность улучшить цифровые услуги для граждан и бизнеса, удовлетворить
ожидания пользователей с точки зрения легкости и удобства доступа к
государственным и муниципальным услугам по сравнению с другими онлайновыми и
мобильными сервисами, повысить эффективность административных процедур и
правоприменения, а также сэкономить или перераспределить ресурсы, которые в
настоящее время расходуются на рутинные процессы управления.
В дискуссии по
докладу «Цифровое правительство: перспективы для России» приняли участие
Евгений Зиндер; Александр Рябушко, заместитель
директора Управления информационной политики Ульяновской области; Сергей Кучин, министр информационных
технологий, связи и СМИ Нижегородской области; Татьяна Ершова, генеральный
директор Института развития информационного общества; Иван Дубровин, начальник отдела развития СМЭВ Минкомсвязи РФ; Анна Коробова, заместитель
начальника управления экономики и перспективного развития Префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы, курирующая сферу
информационных технологий, и другие.
Татьяна
Ершова подчеркнула, что при реализации рекомендаций, сформулированных в
докладе, необходимо учесть три аспекта, представляющих серьезные вызовы для
России: огромная территория страны, стареющее население и плохой бизнес-климат.
С учетом этого стратегия развития цифрового правительства в России потребует:
- определения
адекватных подходов и технологий для обеспечения труднодоступных населенных
пунктов коннективностью и цифровыми сервисами;
- принятия мер
по обеспечению цифровой инклюзии пенсионеров, в настоящее время составляющих
треть населения России, в том числе за счет использования существующей
инфраструктуры и возможностей Сбербанка России и центров социального
обслуживания;
- политической
воли, направленной на создание благоприятных условий для развития бизнеса в стране.
В работе
круглого стола от ИРИО приняли участие Луиза Ризманова, руководитель
Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью; Владимир
Кондратьев, главный специалист Дирекции региональных программ; аналитики Дирекции региональных программ Александр
Катин и Василий Питул; менеджеры Ольга Копьёва и Владимир Горбунов. |