В помещении, занимаемом Институтом развития информационного общества, прошла выставка работ знаменитого художника-офортиста Станислава Никереева, создавшего целое направление русского графического пейзажа.
В основе его творчества – классическая школа рисунка и техника многослойного офорта.
С. Никиреев родился в 1932 году в городе Мичуринске Тамбовской области. Окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого (1957), МГХИ им. В.И. Сурикова (мастерская Е.А. Кибрика, 1963). Участник многочисленных отечественных и зарубежных выставок, в том числе биеннале графики в Индии (Дели, 1993-94) и выставки русского офорта в США (Бостон, Чикаго,1994-95). Член Союза художников России с 1970 г. Заслуженный художник России (1984). Народный художник России. Член-корреспондент Академии художеств СССР (1983).
Лауреат премии им. И.Е. Репина (1978) за серию гравюр-пейзажей Подмосковья: "Соловьиные места", "Весенний мотив", "Зимний пейзаж", "Сельский пейзаж". Премия на биеннале малой графики в Словакии 1974 г. и диплом АХ СССР за серию пейзажей и натюрмортов. Серебряная медаль АХ СССР 1978 г. за серию офортов "Пейзажи".
Среди основных работ офорты: "Зима" (1972), "Морозное окно" (1973), "Серебристый иней" (1976), "Пушкинские места" (1975), "Старая ива" (1981); серии "По Италии" (1981-1985), "По Вологодской земле" (1973), "По земле Кубанской" (1976), "Подмосковье" (1970-1983), "Подмосковные тематические пейзажи" (1989-1991). Широко известны его работы: "Вербная тишина" (1983), "Старое гнездо сороки" (1983), "Листья отшумели" (1984), "Подмосковный иней" (1987), "Последние заморозки" (1990), "Одуванчиков лет" (1990), "Индонезия. Тропики" (2000), "Индонезия. Сезон дождей" (2000).
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, а также за рубежом: в Вашингтоне (Библиотека Конгресса США), в Чикаго (галерея "Глобус"), в Берлине (Музей русской графики), в Англии, Франции, Японии и др.
"Станислав Михайлович Никиреев оказался открытием и потрясением для меня. Давно я не видел офортов, сделанных столь тщательно, с тончайшей вязью линий-паутинок и обладающих такой притягательной силой воздействия на зрителя. Художник зачаровывает зрителя этим кружевом веток, листьев, пуха, дыма …
Вроде бы ничего особенного и не нарисовано. Поля, дороги с лужами, деревья и какие-то кусты. Птичка сидит на пахоте. Но за всем этим чувствуешь огромную любовь художника к миру. И вместе с художником испытываешь те же чувства.
Рассматривая работы Никиреева, начинаешь понимать, что и в наше время еще есть художники-граверы мирового художественного уровня". (В.В. Строганов, исполнительный директор Института развития информационного общества) |