ИРИО
 
 
Главная
Об Институте
Органы управления
Дирекции по направлениям
Основные проекты
Услуги
Клиенты
Мероприятия
Международное сотрудничество
Хроника
Журнал "Информационное общество"
Зал славы
Полезные ссылки
Журнал ИО

Электронный регион

ИКТ для некоммерческих организаций

Стратегия развития информационного общества в России

Электронный регион

Глоссарий по информационному обществу (PDF, 1.21 МБ)

Энциклопедия информационного общества
Председатель Совета директоров ИРИО Ю.Е Хохлов и эксперт ИРИО Ю.Е Храмов дали интервью телекомпании РЕН ТВ

Разработка модельного закона об Интернете для Содружества независимых государств была инициирована Советом Федерации России. Обсуждавшийся 29 января 2008 года Комиссией Совета Федерации по информационной политике законопроект был разработан во второй половине  2007 года по заказу Межпарламентской ассамблеи СНГ.

Исполнителем работы была Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), соисполнителем - Институт развития информационного общества.

В интервью телекомпании РЕН ТВ шла речь о роли и месте государства в управлении интернетом. Ниже приводятся выдержки из интервью Ю.Е.Хохлова и Ю.Е. Храмова.

Вопрос: Зачем нужен закон об интернете?

Ю.Е. Хохлов: Интернет - это инфраструктура современного информационного общества, в котором мы с вами все живем. И как всякая инфраструктурная вещь, интернет заслуживает отдельного законодательства. Можно, конечно, взять отдельные элементы существующего права и попытаться его подремонтировать, чтобы от права, которое было в эпоху индустриального общества, перейти к законодательству информационного общества. Но в данном случае есть полноценный объект правового регулирования  - интернет и управление им, которое затрагивает все большие и большие слои общества. Этим можно объяснить логику разработки данного законопроекта.

Вопрос: Как государство может помочь развитию интернета?

Ю.Е. Хохлов: Главное - государство не должно мешать развитию интернета. Опыт развития интернета в России, или Рунета, показывает, что в основе лежало аккуратное отношение российского государства к распространению и внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, которые были вначале внедрены в научно-образовательной среде, а затем были подхвачены бизнесом, который дальше продолжил эффективно развивать интернет. И государство как регулятор отношений в этой сфере не мешало развитию интернета.

Есть и другой аспект этого вопроса. Это так называемое информационное (или цифровое) неравенство. Далеко не все могут себе позволить имеют доступ к интернету и современным информационно-коммуникационным технологиям. Поэтому уже в обязанность государства входит поддержка социально незащищенных слоев населения, которые не могут приобрести себе компьютер и оплатить доступ в интернет, чтобы получить онлайновые услуги электронного правительства, погулять по виртуальным выставочным залам Эрмитажа или Лувра. Вот об этих категориях граждан  и должно заботиться государство. Кто к ним относится? Работники бюджетной сферы, малоимущие,  безработные, пенсионеры, люди с физическими недостатками,  многие другие, и, конечно, дети. Поэтому в национальном проекте "Образование" большая часть средств была направлена на подключение всех школ России к интернету и обеспечение в последующие два года хорошего широкополосного доступа к интернету для использования в образовательном процессе. Это лишь несколько из тех обязательств, которые возложены на государство. Государство обязано не только выступать в роли регулятора соответствующих отношений, как и положено любой государственной машине, но и решать те задачи, которые не могут быть решены ни самими гражданами, ни институтами гражданского общества, ни бизнесом.

Вопрос: В  проекте закона предусматривается государственная поддержка интернета? И на какие цели пойдут деньги?

Ю.Е. Хохлов: Это модельный закон. В нем речь идет о принципах и о политике, на что должны быть направлены усилия государства, в том числе и финансовые. Речь не идёт о том, чтобы той или иной строкой бюджета или долей валового внутреннего продукта определить финансирование развития интернета. В законопроекте лишь формулируются соответствующие задачи. Например, в Законе о связи РФ есть такое положение, что в поселении с населением не менее чем 500 человек должен быть как минимум один пункт коллективного доступа к интернету, чтобы люди могли получить эту часть так называемой универсальной услуги связи. Эта стратегическая задача сформулирована и законодательно закреплена. Сколько будет стоить решение этой задачи государству или оператору, который будет этим заниматься (и по той или иной схеме будет получать налоговые льготы), это уже второй вопрос. Главное, что данный вектор развития и использования информационно-коммуникационных технологий и формирования инфраструктуры доступа к ним был задан и законодательно закреплен. И в этом состоит выбор стратегического развития информационного общества в России, а не тактическое действие, характеризующееся тем, сколько конкретных миллионов рублей выделено на отдельные проекты.

Вопрос: А что, действующего законодательства для этого не хватает?

Ю.Е. Храмов: Если рассматривать проблематику, связанную с Интернетом, то она похожа на многослойный пирог.

На нижнем уровне находится "физика": каналы связи, маршрутизаторы и так далее.

На верхнем уровне: это контент, это привычные для нас сайты, это почта, другие сервисы.

И между ними есть то, что международное сообщество определило как интернет, как глобальную информационно-телекоммуникационную сеть, связывающую информационные системы и сети различных стран, на основе определенных протоколов.

Нижний слой, который у нас есть, регулируется рядом действующих актов, таких, например, как закон о связи. Верхний слой - это то, что регулируется целой серией актов: авторским правом, гражданским кодексом, уголовным кодексом, кодексом административных правонарушений и т.д.

А слой, связанный с самой Сетью, ничем не регулируется. В то же время есть целый ряд специфических аспектов, которые требуют регулирования. Интернет - это технологии, которые имеют свои особенности в применении, это транспортная коммуникационная среда, которая имеет свои особенности. И их необходимо регулировать.

Вопрос: Как конкретно государство может помочь развитию интернета?

Ю.Е. Храмов:  Есть много разных способов. Речь, конечно, не идет о том, чтобы государство взяло функцию все взять на себя, а потом распределять и управлять интернетом. Эта функция несвойственна, да и не нужна государству. Многие вопросы, и это нашло отражение в модельном законе, решаются другими участниками процесса управления интернетом.

В модельном законе говорится, что управление интернетом осуществляется тремя  равноправными группами участников:

  • государством
  • профессиональными объединениями операторов интернет-услуг
  • гражданским обществом в лице саморегулируемых организаций.

Как уже говорилось на заседании Комиссии по информационной политике Совета Федерации, где обсуждался проект Модельного закона "Об интернете", что интернет – это не только средство для совершения целого ряда правонарушений, а средство получения оперативной информации о мире, знаний.

Задача государства состоит в том, чтобы любой его гражданин получил равные возможности доступа в интернет, в том числе через пункты общественного доступа, через сеть библиотек, через сеть школ. Необходимо подключать школы к интернету, чтобы обеспечить для школьников доступ к знаниям, причем не в рамках того или иного региона, а глобального знания, накопленного человечеством. Это, к тому же,  стимулирует у школьников желание изучать иностранные языки.

Интернет позволяет оперативно обмениваться информацией, в том числе и в медицине. Сейчас создается в ряде регионов электронный "Паспорт здоровья жителя", который может быть передан по интернету в любое место, где человеку должна быть оказана соответствующая медицинская помощь.

И это касается практически всех отраслей. Мы везде можем найти точки для приложения усилий государства, для того, чтобы граждане нашей страны, благодаря грамотному использованию интернета, получали государственные услуги на более высоком уровне.

Вопрос: Проект закона предусматривает бюджетную поддержку и на какие цели пойдут средства?

Ю.Е. Храмов:  Нужно учитывать, что это модельный закон, который выступает образцом для тех актов, которые будут приниматься отдельными странами. Дальнейшая детализация не всегда возможна, поэтому задача так и не ставилась.

В то же время, в законопроекте обозначены те направления, на которых должно сосредоточиться государство:

  • государственная поддержка развития интернета
  • обеспечение гражданам свободного доступа в интернет
  • развитие интернет-технологий для внедрения электронного правительства, электронного образования, электронного здравоохранения, электронных услуг, которые государство обязано развивать.

Вопрос: И всё это прописано в законе?

Ю.Е. Храмов:  И всё это прописано.

Фрагмент интервью был показан в ночной программе новостей РЕН ТВ 30 января 2008 г.

 


Партнеры
Членство
  Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!