ИРИО
 
 
Главная
Об Институте
Органы управления
Дирекции по направлениям
Основные проекты
Услуги
Клиенты
Мероприятия
Международное сотрудничество
Хроника
Журнал "Информационное общество"
Зал славы
Полезные ссылки
Журнал ИО

Электронный регион

ИКТ для некоммерческих организаций

Стратегия развития информационного общества в России

Электронный регион

Глоссарий по информационному обществу (PDF, 1.21 МБ)

Энциклопедия информационного общества
ПодгКом-3 ВВУИО: Обзор 26-27 сентября 2005 г.

Дискуссия набирает обороты

Времени остается все меньше, этим утром начинается обсуждение управления интернетом, в ходе которого делегации приступают собственно к подготовке текста, который, в конечном счете, станет частью итогового документа ноябрьской Встречи на высшем уровне.

Выходные были посвящены неформальным консультациям, и делегации начали рабочую неделю с первого раунда детальных предложений по неофициальному документу DT/10. Председатель Хан призвал делегатов не касаться тем, уже согласованных в предыдущих документах.

На ближайшие три дня для обоих Подкомитетов запланированы двойные заседания, поэтому нынешнее заседание свелось к анализу текста документа, по которому ранее высказалось Internet Society, призвавшее делегатов не политизировать вопрос управления и не ратовать за “изменения во имя изменений”.

Поскольку обсуждение сфокусировалось на первом абзаце документа (абзац 39), Сальвадор предложил более тесно увязать между собой управление интернетом и процесс развития. Саудовская Аравия указала на разницу между “справедливым” и “равноправным” распределением ресурсов, отметив, что первое понятие, включенное в проект документа, может содержать субъективную оценку, второе же содержит в себе реальную цель, к которой необходимо стремиться.

Также имела место развернутая дискуссия по вопросу степени важности различных Женевских принципов, в частности, безопасности и стабильности сетей. Однако в то время как одни считали этот момент основополагающим, другие, включая Бразилию, Иран и Саудовскую Аравию, настаивали на том, чтобы ни один из принципов не стал доминирующим.
 

Достижение соглашений - шаг за шагом

Обсуждение подошло к одной из наиболее деликатных частей документа - секции 3a по управлению важнейшими ресурсами интернета. Многие азиатские, африканские и латиноамериканские делегации призывали к интернационализации управления корневыми серверами; другие отмечали важность национального суверенитета в отношении доменов высшего уровня и необходимость действий по укреплению региональных регистраторов интернета.

Утреннее заседание завершилось созданием двух групп по написанию документов - одну группу, занимающуюся ролью заинтересованных сторон, возглавил Уругвай; вторую группу, работающую над секцией 3a документа DT/10, возглавила Саудовская Аравия.

Основное внимание в течение второй половины дня в понедельник уделялось таким вопросам как спам, кибер-преступность, стоимость соединения, точки обмена интернет-трафиком (Internet Exchange Points, IXPs), а также необходимости создания благоприятной среды для привлечения инвестиций и понижения стоимости оборудования.


Продвижение эффективного управления, содействие улучшению доступа

Не желая поддерживать более интернациональный подход, США, Австралия и другие страны подчеркнули необходимость национальных действий по таким вопросам как кибер-преступность, спам и развитие местной инфраструктуры.

Великобритания, со своей стороны, высказала пожелание расширить понятие интернет-доступа за пределы компьютеров и включить в рассмотрение другие средства доступа. Также она отметила, что в сегодняшней в основном приватизированной среде уже недостаточно призывать правительства к инвестированию в развитие: “Нам необходимо создавать соответствующие условия для бизнеса, которые повлекут за собой инвестиции”, - отметил делегат.

Делегации особо подчеркнули необходимость акцентирования внимания на таких проблемах как спам, которые, являясь раздражителем в развитых странах, представляют собой существенное препятствие для доступа к ИКТ в развивающихся странах, где узкополосные каналы быстро заполняются ненужной информацией. Дебаты по поводу стоимости соединения побудили председателя Хана прибегнуть к экспертизе для определения разницы в ценах в различных странах.

Заключительное выступление на этой сессии исходило от групп гражданского общества: африканская фракция внесла предложение о создании обязательного глобального фонда для развития свободного программного обеспечения, а гендерная фракция напомнила делегатам о необходимости включения гендерных проблем в обсуждение доступа к ИКТ, а также учета в итоговых документах соответствующей терминологии, отражающей эти вопросы.

Заседания продолжаются в изнурительном темпе

Несмотря на то, что большинство делегаций, выступавших на начальном этапе, включая Бразилию, Индию и Иран, отдавали предпочтение так называемому эволюционному подходу, согласие по учреждению нового совещательно-консультативного органа или форума достигнуто не было. Такие группы стран как ЕС выступали в поддержку существующих институтов и управленческих структур. Исламская республика Иран, со своей стороны, внесла детальное предложение, основанное на следующих принципах: отказ от главенствующей роли любого из отдельных правительств, учреждение многостороннего, прозрачного и демократического форума для всех заинтересованных сторон и организация глобального совета для обеспечения общего контроля, обсуждения соглашений и разработки правил и порядка разрешения конфликтов.

Это предложение нашло широкую поддержку со стороны многих делегаций, особенно со стороны развивающихся стран. Делегации из развитых стран, включая Австралию, Евросоюз, Японию и США, были более осторожны, предпочитая отдавать должное существующим институтам. Сингапур наилучшим образом выразил компромиссное решение, с одной стороны поддержав идеи, выдвинутые Ираном, а с другой стороны высказавшись за “пропорциональное управление” и более развернутый совещательный процесс, предшествующий созданию любого нового органа. Барбадос озвучил чувства многих делегаций, отметив, что, несмотря на крайнюю необходимость улучшения создавшейся ситуации, управление интернетом должно превратиться в “постоянную работу”.

После небольшого перерыва Евросоюз внес четкое предложение, касающееся организации форума с участием всех активно заинтересованных сторон. Канада высказалась в поддержку этой идеи. Также положительно была воспринята мысль привязать форум к ООН.

Председатель Хан принял решение создать еще одну группу по подготовке документов, касающихся многоязычия и создания благоприятных условий. Ее возглавил Египет. Были получены положительные результаты работы трех других групп, возглавляемых Норвегией, Канадой и Сенегалом/Ганой. Канаде и Норвегии было предложено продолжить доработку текстов документов, а Саудовская Аравия продолжила работу по окончательному формулированию абзаца 3a.

Вопросы реализации решений Саммита - переговоры идут в полную силу

Председатель Линдалл Шопе-Мафоле открыла вторую неделю переговоров в Подкомитете B комментариями наблюдателей.

Университет объединенных наций отметил, что открытое и инклюзивное информационное общество / общество знаний может процветать только при условии открытого обмена образовательным контентом.

Подчеркивая свои обязательства по отношению к ВВУИО, делегат Международного союза электросвязи заявил, что Союз выражает готовность консультировать страны-члены с целью гарантии “принятия адекватных мер по реагированию на чрезвычайные ситуации при реализации ИКТ-проектов, включающих меры по раннему предупреждению, по ликвидации последствий аварий, а также по реконструкции и восстановлению сетей”.
 
Пакистан, представлявший азиатскую группу выступил с предложением, дополнившим вышесказанное. Он предложил новый абзац, касающийся важности ИКТ для предупреждения и ликвидации последствий катастроф, раннего предупреждения и обеспечения коммуникаций в кризисных ситуациях. Такое предложение, сказал делегат, основано на страшном опыте прошлогоднего цунами. Такие катастрофы должны рассматриваться как “существенные факторы, тормозящие прогресс и борьбу с бедностью”.


Полный вперед

Продолжая работу предыдущей недели, делегации быстро проходили один абзац за другим. Председатель Шопе-Мафоле продемонстрировала хорошее чувство юмора, что способствовало достижению согласия по спорным вопросам. С целью защиты прав меньшинств и иностранцев Канада настояла на изменении формулировки “граждане” на “люди” с тем, чтобы никого не ограничивать в возможностях использования преимуществами ИКТ. Камерун предложил не только помогать безымянным “народам”, но и назвать конкретные нации, нуждающиеся в помощи.

Подкомитет B также проводил по два заседания ежедневно, постепенно нарастало давление на переговорщиков. Малым делегациям было особенно сложно уследить за процессами, происходившими на заседаниях основного комитета и различных групп по подготовке документов.

После второго чтения главы по механизмам реализации последовала развернутая дискуссия: кто-то требовал более общих формулировок без конкретных сроков с тем, чтобы обеспечить гибкость для разработки национальных э-стратегий, кто-то, напротив, отмечал, что четкие механизмы реализации и конкретные сроки послужат предпосылками для разработки планов развития и стратегий борьбы с бедностью. “Нам необходимо развивать чувство безотлагательности”, - пояснил делегат из Египта.

Тунис, принимающая сторона грядущего Саммита, предложил компромиссный вариант: план реализации должен содержать обоснованные сроки и в то же время допускать возможность изменений на усмотрение каждой страны. Председатель призвал правительства внести предложения по конкретным срокам с тем, чтобы иметь возможность выполнить обязательства, принятые в процессе Саммита.

Просьба Венесуэлы снизить зависимость от технологий была поддержана рядом стран, но отвергнута делегацией США, аргументировавшей свой отказ тем, что такое стремление противоречит заинтересованности в развитии через использование ИКТ. США четко обозначили свою позицию: трансфер технологий должен происходить только по взаимному согласию. За отсутствием очевидного решения, г-жа Шопе-Мафоле внесла идею организации неформальной встречи между заинтересованными странами, где США, Бразилия и другие могли бы продолжить обсуждение этого вопроса.

Страны требовали более лаконичных формулировок, но процесс застопорился на абзаце 7, представлявшем собой одну из наиболее сложных частей документа и состоящем из 23 пунктов плана действий по реализации.

Собравшись на вечернее заседание, Подкомитет B вернулся к главе о механизмах реализации. Поскольку текст был основан на целом ряде источников, он содержал множество повторений. Для ускорения процесса работы над текстом и сокращения/объединения абзацев председателем было предложено организовать неофициальную рабочую группу. Великобритания согласилась возглавить работу по вопросам использования ИКТ для развития навыков и образования. К рабочей группе также присоединились представители делегаций США, Новой Зеландии, Южной Африки, Нигерии и Канады.

Диаметрально противоположные мнения также высказывались в течение длительной дискуссии по вопросу доступа к информации: США настаивали на терминологии “свободный и справедливый доступ” к информации, а Иран и Египет выступали за “открытый доступ” к государственной информации. В результате была сформирована еще одна рабочая группа, которую возглавил Ирак и в которую вошли представители Чада, Новой Зеландии, Малави, США и Египта.

Исландия породила небольшое замешательство, потребовав включить пункт о правах интеллектуальной собственности, но работа была продолжена - делегации удаляли абзацы, которые либо повторялись, либо уже были включены в Женевскую декларацию.

В своих выступлениях в конце заседания представители гражданского общества призвали делегатов не расширять спектр вопросов политического документа и следовать принципу полноправного участия всех активно заинтересованных сторон.


Параллельные события

Свобода слова и информационное общество

Сеть для развития (Network for Development) / Программа развития ООН
 

На этой встрече отмечалось, что 2005 год стал для журналистов наиболее жестоким в истории, т.к. имели место насильственные действия, убийства, похищения, пытки и беззаконные заключения в тюрьмы. Участники подчеркнули, что угроза терроризма вызвала принятие новых законов, которые еще больше ограничили свободу слова.

Институт средств массовой информации Южной Африки представил результаты отчета об исследованиях, подготовленного Группой мониторинга Туниса (Tunisia Monitoring Group, TMG) по вопросам свободы слова в Тунисе -  принимающей страны для второго этапа ВВУИО. Данные и рекомендации отчета вызвали бурные дебаты среди участников, некоторые из которых выразили озабоченность по поводу методологии исследования.

Финансирование информационного общества

Фонд цифровой солидарности
 
“Дела красноречивее слов”. Так сказал президент Фонда цифровой солидарности (Digital Solidarity Fund, DSF), господин Ги-Оливье Сегонд, который представил участникам ПодгКома-3 обзор истории и целей создания Фонда цифровой солидарности. Фонд нацелен на борьбу с бедностью путем внедрения инновационного подхода к финансированию процессов развития. Средства Фонда будут направляться главным образом на небольшие проекты местных сообществ, отдающие дань культурному разнообразию, направленные на создание местного контента и новых видов деятельности, открывающие новые рабочие места и помогающие осваивать новые рынки.

На Саммите в Тунисе Фонд цифровой солидарности представит 111 проектов из африканского, азиатского и карибского регионов. Эти проекты продемонстрируют, каким образом средства, собранные фондом, помогают распространению ИКТ через такие приложения как дистанционное образование и телемедицина.

Более детальная информация о работе ПодгКома в эти дни представлена на веб-сайте ВВУИО.

Партнеры
Членство
  Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!