ИРИО
 
 
Главная
Об Институте
Органы управления
Дирекции по направлениям
Основные проекты
Услуги
Клиенты
Мероприятия
Международное сотрудничество
Хроника
Журнал "Информационное общество"
Зал славы
Полезные ссылки
Журнал ИО

Электронный регион

ИКТ для некоммерческих организаций

Стратегия развития информационного общества в России

Электронный регион

Глоссарий по информационному обществу (PDF, 1.21 МБ)

Энциклопедия информационного общества
ПодгКом-3 ВВУИО: Обзор 22-23 сентября 2005 г.

Слишком быстро или слишком медленно?

Разногласия делегаций по вопросу оперативности принятия решений

Дискуссии в Подкомитете A об управлении интернетом продвигались черепашьими темпами, так что в четверг утром делегаты сосредоточились на подготовке черновых материалов для рассмотрения на следующем пленарном заседании, назначенном на четверг 29 сентября.

В четверг Председатель Масуд Хан представил делегатам новый рабочий документ (DT/8), содержащий предлагаемую структуру “проблемных кластеров” для обсуждения по пяти основным темам: вступительный текст (определения, женевские принципы), роль всех заинтересованных сторон, вопросы управления (управление важнейшими ресурсами интернета, права потребителей, спам, кибер-преступность), вопросы развития (предоставление возможностей участия, многоязычие и т.д.) и организация управления в перспективе (четыре модели предложенные в отчете Рабочей группы по управлению интернетом (РГУИ), возможное создание форума по управлению и т.п.).

США, ЕС и Россия единогласно заявили, что и определение управления интернетом, представленное в отчете РГУИ, и предлагаемые модели управления отражают лишь начальный этап и не являются конечным набором альтернатив. Другие, включая Гондурас и Internet Society, подчеркнули важность всеобщего доступа к ресурсам интернета и необходимость развития навыков его использования.

Что касается частного сектора, Координационный комитет бизнес-собеседников (Coordinating Committee of Business Interlocutors, CCBI) выразил мнение о том, что существующие организации уже обеспечивают достаточную систему для ведения дискуссий по вопросам управления интернетом, и отверг концепцию “чрезмерной централизации” управленческих механизмов.

Подготовка документов

Последовало общее обсуждение того, как лучше зафиксировать поступившие предложения. В целом делегации поддержали идею о том, чтобы разбить подкомитет A на отдельные группы - при условии разумного ограничения количества групп с целью для обеспечения прав малочисленных делегаций с небольшим количеством экспертов.

Далее была развернута длительная дискуссия относительно роли заинтересованных организаций в этих группах, в ходе которой многие делегации поддержали участие заинтересованных сторон (гражданского общества, бизнеса и других - помимо официальных представителей государств) лишь в качестве наблюдателей без предоставления им права участия в подготовке текста. Поскольку согласия достигнуто не было, несмотря на возможность внутренних переговоров между группами, предоставленную председателем Ханом, участникам был роздан новый неофициальный документ (DT/10) с целью внесения явности и упорядочения обсуждения.

Обсуждения под председательством Сингапура и Шри-Ланки показали, что большинство делегаций могло бы поддержать участие заинтересованных сторон на начальном этапе, при условии, что они покинут помещение, когда начнется собственно процесс подготовки документов. Однако это предложение вызвало категорическое неприятие со стороны США и Евросоюза, и, в конце концов, вопрос был передан председателю ПодгКома-3 ВВУИО послу Янису Карклыньшу, который должен будет вести переговоры вне зала заседаний Подкомитета с целью достижения достаточного консенсуса для продвижения вперед.

Несмотря на то, что DT/10 был составлен как рабочий организационный документ, он также вызвал разногласия: несколько делегаций выразили обеспокоенность тем, что ряд наиболее сложных моментов, таких как надзор за выполнением решений Всемирной встречи в будущем, были обрисованы слишком туманно. Они сочли, что в документе отражены некоторые решения, по которым еще не было достигнуто согласия. Тот факт, что документ не был представлен на всех шести официальных языках Всемирной встречи также вызвал недовольство, поскольку многим делегациям не хватило времени изучить и понять текст документа.

Заседание завершилось на ноте разочарования. Бразилия отметила, что Подкомитет уже использовал почти 50% имеющегося времени, но не сумел продвинуться дальше общих положений.

Механизмы реализации

Подкомитет Б, который работает с документами ВВУИО, не относящимися к управлению интернетом, пошел навстречу неправительственным наблюдателям: председатель Линдалл Шопе-Мафоле приняла во внимание заявки от желающих выступить и объявила гибкий график выступлений.

Заместитель генерального секретаря Международного союза электросвязи (МСЭ) Роберто Блуа призвал к тесному сотрудничеству с гражданским обществом и частным сектором, а также к усилению синергии между международными организациями с тем, чтобы избежать дублирования усилий. Он отметил: “Движущая сила Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества открыла дорогу для инновационного механизма реализации ее решений, где каждый из заинтересованных участников может играть свою роль, дополняющую общую картину.”

Г-н Блуа заметил, что Совет Международного союза электросвязи выявил необходимость активного участия МСЭ совместно с другими агентствами ООН и международными организациями в процессе реализации решений ВВУИО и последующего наблюдения за этим процессом, а также отметил возможность выполнения МСЭ координирующей роли для ряда конкретных направлений деятельности. В этой связи он напомнил о совместном призыве МСЭ и ЮНЕСКО к эффективному сотрудничеству агентств ООН “с целью рассмотрения проблематики использования ИКТ для развития в качестве приоритетной в повестке ООН”.

Посол Пакистана г-н Хан внес предложение о создании открытого и прозрачного форума для всех заинтересованных сторон, который мог бы обеспечить прочную связь между задачами ВВУИО и Целями развития ООН на пороге Тысячелетия. Европейский союз четко заявил о своем отказе поддержать новую организацию для координации внедрения Плана действий ВВУИО, предпочтя опираться на уже существующие структуры.

К концу первой недели Подкомитет Б успешно завершил первое чтение главы о Механизмах реализации. Завершив работу раньше срока, председатель воспользовалась возможностью представить новое предложение Испании об учреждении Всемирного дня интернета с целью повышения информированности людей о возможностях информационного общества.

Политическая составляющая

Работа недели логически завершилась доработкой политического компонента. Поддерживая решения, включенные в Декларацию принципов ВВУИО, принятую в Женеве в 2003 году, новый текст посвящен главным образом реализации решений ВВУИО и последующему надзору за ее процессом после Туниса.

Предложение Норвегии синхронизировать терминологию документа ВВУИО с терминологией, используемой в финальных документах недавнего саммита в Нью-Йорке, было принято единогласно. Тем не менее, возникли разногласия относительно количества и содержания новых предложений. США, Канада и Евросоюз ратовали за краткое Политическое заявление, в то время как остальные предлагали ряд изменений к имеющемуся.

После некоторых размышлений Подкомитет принял решение оставить большинство абзацев политического документа в том виде, в котором они оставались после ПодгКома-2. Выразив понимание общей ответственности, Швейцария представила концепцию использования ИКТ для обеспечения мира, включающую создание систем раннего предупреждения, принятие упреждающих мер, содействие мирному разрешению конфликтов, смягчение последствий конфликтов, поддержку гуманитарных акций и миротворческих миссий.

Параллельные события

Женщины и средства массовой информации

Тунисская ассоциация женщин за демократию

Несмотря на то, что по некоторым аспектам, относящимся к правам женщин, уже достигнут существенный прогресс, необходимо сделать гораздо больше по целому ряду вопросов как в развитых, так и в развивающихся странах.

Оживленная дискуссия на данном мероприятии вышла далеко за рамки темы “Женщины и средства массовой информации”. В частности, возникли острые дебаты между рядом заинтересованных групп, представляющих гражданское общество. Размышляя над ролью женщины в информационном обществе, в средствах массовой информации и в арабском мире, участники обменивались опытом своих стран. Было выражено всеобщее согласие с тем, что женщинам необходимо принимать более активное участие в создании контента, передаваемого средствами массовой информации, вместо того, чтобы быть пассивными потребителями информации.

Разработка Индекса цифровых возможностей

Международный союз электросвязи

План действий ВВУИО предполагает разработку композитного индекса для измерения масштабов информационного неравенства (цифрового разрыва). МСЭ разработал методологию создания Индекса цифровых возможностей (Digital Opportunity Index, DOI) и апробирования его в 40 различных странах.

Тим Келли, директор по стратегии и политике МСЭ, представил предлагаемую методику и ее предварительные результаты с целью получения комментариев заинтересованных участников ВВУИО. Он отметил, что разработка Индекса цифровых возможностей должна представлять собой многосторонний процесс, включающий работу экспертов и статистических центров по всему миру. Последующая дискуссия объединила представителей МСЭ, Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) и Корейского агентства по электронным возможностям и продвижению (Korea Agency for Digital Opportunity and Promotion).

На сессии были подчеркнуты сильные стороны предлагаемой методики по отношению к существующим ИКТ-индексам - простота, многосторонность, учет компонента мобильной телефонии, что позволяет проводить сравнительный анализ мобильных и стационарных телефонных сетей. Келли особо отметил тот факт, что Индекс построен на основе ряда основных индикаторов ИКТ, которые по общему признанию наиболее полно отражают текущее состояние развития информационного общества. Эти индикаторы были ранее согласованы и поддержаны Партнерством по измерению ИКТ для развития (Partnership on Measuring ICT for Development), группой международных организаций и статистических центров по всему миру, включая МСЭ, Конференцию ООН по торговле и развитию, ОЭСР, Всемирный банк, Евростат, Институт статистики ЮНЕСКО (UIS), Целевую группу ООН по информационно-коммуникационным технологиям и региональные представительства ООН.

W3C, многоязычие и доступность

Консорциум всемирной паутины

Представители Консорциума всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C) Даниэль Дардалье, Ричард Исхида и Джуди Брюэр поделились с участниками ПодгКома-3 своими соображениями о том, как можно сделать онлайновую информацию более доступной для всех людей, вне зависимости от их родного языка или даже физических возможностей. Участники узнали о проекте Мобильной сети W3C, задача которого - обеспечить доступ к онлайновой информации через мобильные телефоны.

Также обсуждались проблемы использования местных языков и приспособления к различным языковым требованиям, знакам и письменностям; инициатива W3C по обеспечению доступности к Сети, направленная на формирование правил и исследование потребностей людей с ограниченными физическими возможностями. “Эффективная поддержка людей с ограниченными физическими возможностями”, отметила представитель W3C Джуди Брюэр, “включает обеспечение субтитров для аудио-программ, описания для видео, транслируемого через интернет, а также стратегии использования каналов с низкой пропускной способностью, особенно в развивающихся странах”. Поскольку нужды людей с ограниченными физическими возможностями схожи по всему миру, можно существенно улучшить доступность, если все страны незамедлительно примут стандартные правила и требования доступности.

Управление интернетом и гендерный вопрос

APC-NSP / FEMNET / Рабочая группа по гендерным вопросам ВВУИО

Гендерный вопрос присутствует во многих аспектах дебатов, относящихся к управлению интернетом. Данное заседание, организованное Ассоциацией прогрессивных коммуникаций, Африканской сетью по вопросам коммуникаций и развития женщин (FEMNET), членами Рабочей группы по управлению интернетом (РГУИ) и Рабочей группой по гендерным вопросам ВВУИО, рассматривало те сферы деятельности, в которых Рабочая группа по гендерным вопросам ВВУИО и другие организации могли бы сотрудничать в деле подготовки реакции на неофициальный документ по управлению интернетом, представленный председателем Подкомитета A (DT/10).

Были организованы группы по подготовке документов по различным направлениям обсуждения, что побуждало участников к сотрудничеству по вопросам многоязычия и доступности ИКТ для обоих полов.

Участники этого заседания также отметили необходимость сбора и анализа данных по доступу мужчин и женщин к ИКТ для оценки уровня гендерного неравенства и подчеркнули важность предоставления возможностей для деятельности женщин в специализированных технических и юридических сферах в целях активизации их участия в процессах принятия решений и расширения доступа к ИКТ.

Влияние Саммита "Тысячелетие+5" на ВВУИО

Совет неправительственных организаций

Встреча мировых лидеров, прошедшая в Нью-Йорке в середине сентября, особо подчеркнула важность науки и технологий в построении “инклюзивного информационного общества, ориентированного на людей”.

Совет неправительственных организаций (Council of Non-Governmental Organizations, CONGO) организовал параллельное мероприятие в рамках ПрепКома-3 для того, чтобы обсудить эту прямую ссылку на документы ВВУИО.  В то время как одни комментаторы назвали финальный документ саммита в Нью-Йорке провалом, другие перечислили ряд важных достижений и отметили ключевую роль, которую будет играть гражданское общество в процессе координации Декларации целей развития ООН на пороге Тысячелетия и реализации решений ВВУИО. “Вы - наши глаза и уши на местах”, - сказал Сабурланд Хан, представитель Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам.


Партнеры
Членство
  Valid XHTML 1.0!  Valid CSS!