Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

Концепция движения Москвы в информационное общество

Резюме

Сущность информационного общества

Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей - после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозначают обычно как "информационное общество". Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:

  • Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.
  • Формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
  • Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации.
  • Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации.
  • Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Мегаполисы в информационном обществе

Города - и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, - находятся в центре происходящих изменений. Глобализация, интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике многих городов развитых стран. Опережающими темпами растет информационная индустрия высокотехнологичного производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, позволяя характеризовать их как постиндустриальные или "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города: производство продукции, транспорт, системы "продавец-покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.

Возможности и риски информационного общества

С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития управления, образования и здравоохранения. На этой основе создаются предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений.

Разработка программ движения к информационному обществу

Именно в силу сказанного информационное общество стало политической целью развития многих государств и регионов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели.

Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, учитывающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества.

Отвечая на вызовы времени, Московская городская Дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной 1998 г. был сформирован общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений движения Москвы к информационному обществу. В 1999 г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы.

Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определить общие и конкретные по областям цели перехода к информационному обществу.

Видение будущего для Москвы

Авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать:

  • городом с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
  • городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок;
  • городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;
  • центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики;
  • городом, где доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.

Цели перехода Москвы к информационному обществу

Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально-экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества:

  • формирование нормативно-правовой базы информационного общества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;
  • совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики;
  • содействие развитию и обновлению различных отраслей деятельности в г. Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);
  • создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей информационной индустрии города;
  • формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры города;
  • формирование эффективной московской региональной инновационной системы;
  • преодоление информационного неравенства.

В ряде случаев выделены цели третьего уровня конкретизирующие целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.

Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу

Нельзя не заметить, что многие тенденции современного информационного общества характерны и для Москвы. Основные условия для этого есть. Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, является центром научно-технической и научно-образовательной деятельности и культурной жизни страны. В Москве расположены управляющие структуры крупного российского бизнеса. Москва представляет собой главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь создана достаточно развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Москва занимает первые места в России по обеспеченности домов и рабочих мест компьютерами, по числу абонентов сотовой связи и доступу населения к Интернету. Наконец, Москва - это административный центр страны, в котором реализуется информационный и управленческий потенциалы федеральных органов государственной власти. Следует также иметь в виду, что Москва - крупнейший мегаполис России. Как показывает мировой опыт, именно мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии ведущих городов в мировом экономическом пространстве и информационном сообществе.

В ходе движения Москвы к информационному обществу следует стремиться к тесному взаимодействию процессов информатизации в Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной стороны, необходимость распространения московского опыта на крупные российские города, а с другой - использование в Москве прогрессивных решений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах.

Направления действий

В предлагаемом документе выделено шесть стратегических направлений деятельности Правительства Москвы по обеспечению движения к информационному обществу:

  1. Создание условий для устойчивого развития экономики города в рамках формирующегося глобального информационного общества.
  2. Развитие информатизации городского управления.
  3. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности в г. Москве.
  4. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города.
  5. Развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы.
  6. Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в г. Москве.

Каждое стратегическое направление деятельности детализировано рядом приоритетных направлений, в рамках которых предлагаются конкретные действия Правительства Москвы, основанные на законодательно закрепленных инструментах городской политики (городской заказ, налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам и т.п.). Предлагаются также первоочередные мероприятия по реализации основных положений настоящей концепции.

Цели и задачи Концепции движения Москвы к информационному обществу

Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических ориентиров развития Москвы как "информационного города". Основной задачей концепции является разработка основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, обеспечивающей движение к информационному обществу. На основе концепции должна быть разработана комплексная программа формирования и развития в Москве базовых компонентов информационного общества, включающая в себя программные разработки по всем приоритетным направлениям.

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!