|
Окинавская Хартия глобального информационного общества
- Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются
одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества
двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа
жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства
и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно
важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность
всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской
деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и
социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.
- Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации
заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании
знаний и идей. Информационное общество, как мы его представляем, позволяет
людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления.
Для этого мы должны сделать так, чтобы ИТ служили достижению
взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста,
повышения общественного благосостояния, стимулирования социального
согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии,
транспарентного и ответственного управления международного мира и
стабильности. Достижение этих целей и решение возникающих проблем
потребует разработки эффективных национальных и международных стратегий.
- Стремясь к достижению этих целей, мы вновь подтверждаем нашу приверженность
принципу участия в этом процессе: все люди повсеместно, без исключения
должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного
общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается
на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких
как, свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и
уважение к особенностям других людей.
- Мы будем осуществлять руководство в продвижении усилий правительств
по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих
конкуренцию и новаторство, обеспечения экономической и финансовой
стабильности, содействующих сотрудничеству по оптимизации глобальных
сетей, борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность
сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях, инвестированию
в людей и обеспечению глобального доступа и участия в этом процессе.
- Настоящая Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном,
так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области
информации знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИТ
может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального
и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди
участников, включая совместное политическое сотрудничество, также
является ключевым элементом рационального развития информационного
общества.
Использование возможностей цифровых
технологий
- Потенциальные преимущества ИТ, стимулирующие конкуренцию,
способствующие расширению производства, создающие и поддерживающие
экономический рост и занятость, имеют значительные перспективы. Наша
задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу
к информационному обществу, но также и в реализации его полных экономических,
социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей важно
строить работу на следующих ключевых направлениях:
- проведение экономических и структурных реформ в целях создания
обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования
нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках
труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;
- рациональное управление макроэкономикой, способствующее более
точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей
и использование преимуществ новых информационных технологий;
- разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный,
безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных
условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям,
их обслуживанию и применению;
- развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века
информации, посредством образования и пожизненного обучения и
удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИТ
во многих секторах нашей экономики;
- активное использование ИТ в государственном секторе
и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг,
необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.
- Частный сектор играет жизненно важную роль в разработке информационных
и коммуникационных сетей в информационном обществе. Однако задача
создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики
и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит
на правительствах. Нам необходимо позаботиться о том, чтобы правила
процедуры, имеющие отношение к ИТ, соответствовали коренным
изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного
партнерства между государственным и частным сектором, а также транспарентности
и технологической нейтральности. Такие правила должны быть предсказуемыми
и способствовать укреплению делового и потребительского доверия. В
целях максимизации социальной и экономической выгоды информационного
общества мы согласны со следующими основными принципами и подходами
и рекомендуем их:
- |
продолжение содействия развитию конкуренции и открытию рынков
для информационной технологии и телекоммуникационной продукции
и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах
подключение к основным телекоммуникациям; |
|
- |
защита прав интеллектуально собственности на информационные
технологии имеет важное значение для продвижения нововведений,
связанных с ИТ, развития конкуренции и широкого
внедрения новых технологий; мы приветствуем совместную работу
представителей органов власти по защите интеллектуальной собственности
и поручаем нашим экспертам обсудить дальнейшие направления работы
в этой сфере; |
|
- |
важно также вновь подтвердить обязательство правительств использовать
только лицензированное программное обеспечение; |
|
- |
ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок,
имеют важное значение для информационного общества и экономик;
повышение их эффективности и конкурентоспособности позволит
расширить преимущества информационного общества; таможенные
и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных
структур; |
|
- |
развитие трансграничной электронной торговли путем содействия
дальнейшей либерализации, улучшения сетей и соответствующих
услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой
организации (ВТО), продолжение работы в области электронной
торговли в ВТО и на других международных форумах и применение
существующих торговых правил ВТО к электронной торговле; |
|
- |
последовательные подходы к налогообложению электронной торговли,
основанные на обычных принципах, включая недискриминация, равноправие,
упрощенность и прочие ключевые элементы, согласованные в контексте
работы Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР); |
|
- |
продолжение практики освобождения электронных переводов от
таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена
вновь на следующей министерской конференции ВТО; |
|
- |
продвижение рыночных стандартов, включая, например, технические
стандарты функциональной совместимости; |
|
- |
повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии
с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных
саморегулирующих инициатив, таких как кодексы поведения, маркировка
и другие программы подтверждения надежности, и изучение вариантов
устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе
трансграничных споров, включая использование альтернативных
механизмов разрешения споров; |
|
- |
развитие эффективного и значимого механизма защиты личной
жизни потребителя, а также защиты личной жизни при обработке
личных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации,
а также; |
|
- |
дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной
идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств
обеспечения безопасности и достоверности операций. |
- Усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального
информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями
по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства.
Мы должны обеспечить осуществление эффективных мер - как это указано
в Руководящих принципах по безопасности информационных систем ОЭСР
- в борьбе с преступностью в компьютерной сфере. Будет расширено сотрудничество
стран "Группы восьми" в рамках Лионской группы по транснациональной
организованной преступности. Мы будем и далее содействовать установлению
диалога с представителями промышленности, развивая, таким образом,
успех, достигнутый на недавно прошедшей Парижской конференции "Группы
восьми" "Диалог между правительством и промышленностью о безопасности
и доверии в киберпространстве". Необходимо также найти эффективные
политические решения актуальных проблем, как, например, попытки несанкционированного
доступа и компьютерные вирусы. Мы будем и далее привлекать представителей
промышленности и других посредников для защиты важных информационных
инфраструктур.
Преодоление электронно-цифрового
разрыва
- Вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств
и между ними занял важное место в наших национальных дискуссиях. Каждый
человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным
сетям. Мы подтверждаем нашу приверженность предпринимаемым в настоящее
время усилиям по разработке и осуществлению последовательной стратегии,
направленной на решение данного вопроса. Мы также приветствуем то,
что и промышленность, и гражданское общество все более склоняются
к признанию необходимости преодоления этого разрыва. Мобилизация наших
знаний и ресурсов в этой области является необходимым условием для
урегулирования данной проблемы. Мы будем и далее стремиться к эффективному
сотрудничеству между правительствами и гражданским обществом, чутко
реагирующим на высокие темпы развития технологий и рынка.
- Ключевой составляющей нашей стратегии должно стать непрерывное движение
в направлении всеобщего доступа для всех. Мы будем и далее:
- содействовать установлению благоприятных рыночных условий,
необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций;
- изыскивать дополнительные возможности, включая доступ через
учреждения, открытые для широкой публики;
- уделять приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа,
в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;
- уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующимся
меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью,
а также пожилых граждан, и активно осуществлять меры, направленные
на предоставление им более легкого доступа;
- содействовать дальнейшему развитию "удобных для пользования",
"беспрепятственных" технологий, включая мобильный доступ к сети
Интернет, а также более широкое использование бесплатного, общедоступного
информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных
средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.
- Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться
развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы
требованиям информационного века. Мы обязуемся предоставить всем гражданам
возможность освоить и получить навыки работы с ИТ посредством
образования, пожизненного обучения и подготовки. Мы будем и далее
стремиться к осуществлению этой масштабной цели, предоставляя школам,
классам и библиотекам компьютерное оборудование, способное работать
в режиме реального времени, а также направлять туда преподавателей,
имеющих навыки работы с ИТ и мультимедийными средствами.
Кроме того, мы будем осуществлять меры по поддержке и стимулированию
малых и средних предприятий, а также людей, работающих не по найму,
предоставляя им возможность подключаться к сети Интернет и эффективно
ею пользоваться. Мы также будем поощрять использование ИТ
в целях предоставления гражданам возможности пожизненного обучения
с применением передовых методик, в особенности тем категориям граждан,
которые в противном случае не имели бы доступа к образованию и профессиональной
подготовке.
Содействие всеобщему участию
- ИТ открывает перед развивающимися странами великолепные
возможности. Страны, которым удалось направить свой потенциал в нужное
русло, могут надеяться на преодоление препятствий, традиционно возникающих
в процессе развития инфраструктуры, более эффективное решение своих
насущных задач в области развития, таких как сокращение бедности,
здравоохранение, улучшение санитарных условий и образование, а также
использование преимуществ быстрого роста глобальной электронной торговли.
Некоторые развивающиеся страны уже достигли значительны успехов в
этих областях.
- Тем не менее не стоит недооценивать проблему мирового масштаба,
связанную с преодолением существующих различий в области информации
и знаний. Мы отдаем должное тому вниманию, которое уделяют этой проблеме
многие развивающиеся страны. В действительности, все те развивающиеся
страны, которые не успевают за более высокими темпами развития ИТ,
оказываются лишены возможности в полной мере участвовать в жизни информационного
общества и экономике. Этот вопрос особенно остро стоит в тех странах,
где распространению ИТ препятствует отставание в развитии
основных экономических и социальных инфраструктур, в частности энергетического
сектора, телекоммуникаций и образования.
- Мы признаем, что при решении этой проблемы следует учитывать разнообразие
условий и потребностей, которое сложилось в развивающих странах. Здесь
не может быть "уравнительного" решения. И это в свою очередь говорит
о той важной роли, которую должны сыграть развивающиеся страны, выдвигая
собственные инициативы о принятии последовательных национальных программ
с целью осуществления политических мер, направленных на поддержку
развития ИТ и конкуренции в этой сфере, а также создания
нормативной базы, использование ИТ в интересах решения
задач в области развития и в социальной сфере, развитие людских ресурсов,
имеющих навыки работы с ИТ, также целью поощрения выдвигаемых
на локальном уровне инициатив и местного предпринимательства.
Дальнейшее развитие
- Усилия по преодолению международной разобщенности в решающей степени
зависят от эффективного сотрудничества между всеми участниками. Для
создания рамочных условий для развития ИТ важную роль
и в дальнейшем будут играть двустороннее и многостороннее сотрудничество.
Международные финансовые институты, включая многосторонние банки развития
(МДБ), особенно Всемирный банк, весьма пригодны для этой цели и могут
разрабатывать и осуществлять программы, которые будут способствовать
росту и борьбе с бедностью, а также расширять связи, доступ и обучение.
Международная сеть телекоммуникаций, ЮНКТАД и ЮНДП и другие соответствующие
международные фонды также могут сыграть важную роль. Центральной остается
роль частного сектора в продвижении ИТ в развивающихся
странах. Он может также существенно способствовать международным усилиям
по преодолению цифрового разрыва. НПО, обладающие уникальными возможностями
донести идеи до общественности, также могут способствовать развитию
человеческих и общественных ресурсов. ИТ глобальна по
своей сути и требует глобального подхода.
- Мы приветствуем уже предпринимаемые усилия по преодолению международного
электронно-цифрового разрыва посредством двусторонней помощи в области
развития и по линии международных организаций и частных групп. Мы
также приветствуем вклад частного сектора в лице таких организаций,
как Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва
Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Глобальный Диалог Бизнеса
по вопросам электронной торговли (ГДБ), а также глобальный форум.
- Как отмечается в декларации о роли информационных технологий в контексте
основанной на знаниях глобальной экономики, которая была принята Экономическим
и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) на уровне министров, существует
необходимость расширения международного диалога и сотрудничества в
целях повышения эффективности программ и проектов в области информационных
технологий совместно с развивающимися странами и сведения воедино
"наилучшего опыта", а также мобилизации ресурсов всех участников для
того, чтобы способствовать ликвидации электронно-цифрового разрыва.
"Восьмерка" будет и далее содействовать укреплению партнерства между
развитыми и развивающимися странами, гражданским обществом, включая
местные фирмы и НПО, фонды и учебные заведения, а также международные
организации. Мы будем также работать над тем, чтобы развивающиеся
страны в партнерстве с другими участниками могли получать финансовое,
техническое и политическое обеспечение в целях создания благоприятного
климата для использования информационных технологий.
- Мы согласились об учреждении Группы по возможностям информационной
технологии (Группа ДОТ), чтобы объединить наши усилия в целях формирования
широкого международного подхода. Группа ДОТ будет созвана в кратчайшие
сроки для изучения наилучших возможностей подключения к работе всех
участников. Эта группа высокого уровня в режиме тесных консультаций
с другими партнерами и воспринимая потребности развивающихся стран
будет:
- активно содействовать диалогу с развивающимися странами, международными
организациями и другими участниками для продвижения международного
сотрудничества с целью формирования политического, нормативного
и сетевого обеспечения, а также улучшения технической совместимости,
расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого
потенциала, а также поощрения участия в глобальных сетях электронной
торговли;
- поощрять собственные усилия "восьмерки" в целях сотрудничества
в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области
ИТ;
- содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами
и работать над тем, чтобы мировая общественность больше знала
о стоящих перед ней вызовах и имеющихся возможностях;
- изучить вопрос о том, какой вклад вносит частный сектор и другие
заинтересованные группы, например, Глобальная инициатива по ликвидации
электронно-цифрового разрыва;
- представить доклад по итогам работы нашим личным представителям
до следующей встречи в Генуе.
- Для выполнения этих задач группа будет изыскивать пути к принятию
конкретных мер в указанных ниже приоритетных областях:
- формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения:
- |
поддержка политического консультирования и укрепление
местного потенциала, с тем чтобы способствовать проведению
направленной на создание конкуренции, гибкой и учитывающей
социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению; |
- |
содействие обмену опытом между развивающимися странами
и другими партнерами; |
- |
содействие более эффективному и широкому использованию
ИТ в области развития, включая такие широкие
направления, как сокращение бедности, образование, здравоохранение
и культура; |
- |
совершенствование системы управления, включая изучение
новых методов комплексной разработки политики; |
- |
поддержка усилий МБР и других международных организаций
в целях объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов
в контексте программ сотрудничества, таких, как программа
"InfoDev"; |
- улучшение технической совместимости, расширение доступа и
снижение затрат:
- |
мобилизация ресурсов в целях улучшения информационной
и коммуникационной инфраструктуры, уделение особого внимания
"партнерскому" подходу со стороны правительств, международных
организаций, частного сектора и НПО; |
- |
поиск путей снижения затрат для развивающихся стран в
обеспечении технической совместимости; |
- |
поддержка программ доступа на местном уровне; |
- |
поощрение технологических исследований и прикладных разработок
в соответствии с конкретными потребностями развивающихся
стран; |
- |
улучшения взаимодействия между сетями, службами и прикладными
системами; |
- |
поощрение производства современной информационно-содержательной
продукции, включая расширение объема информации на родных
языках. |
- укрепление человеческого потенциала:
- |
уделение повышенного внимания базовому образованию, а
также расширению возможностей пожизненного обучения с упором
на развитие навыков использования ИТ; |
- |
содействие подготовке специалистов в сфере ИТ
и других актуальных областях, а также в нормативной сфере; |
- |
разработка инновационных подходов в целях расширения традиционной
технической помощи, включая дистанционное обучение и подготовку
на местном уровне; |
- |
создание сети государственных учреждений и институтов,
включая школы, научно-исследовательские центры и университеты. |
- поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли:
- |
- оценка и расширение возможностей использования электронной
торговли посредством консультирования при открытии бизнеса
в развивающихся странах, а также путем мобилизации ресурсов
в целях содействия предпринимателям в использовании ИТ
для повышения эффективности их деятельности и расширения
доступа к новым рынкам; |
- |
обеспечение соответствия возникающих "правил игры" усилиям
в сфере развития и укрепление способности развивающихся
стран играть конструктивную роль в определении этих правил. |
|
|