Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

Концепция движения Москвы в информационное общество

6. Заключение

Построение информационного общества в России - императив нашего времени. Благодаря своей конструктивности и направленности на все структуры общества, эта идея может сыграть в обществе созидательную, консолидирующую роль. Переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания, наконец, как средство социально-экономического выравнивания уровня жизни горожан.

Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития - формированию экономики, основанной на знании, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.

В настоящее время уже выработаны подходы к разработке концепции построения информационного общества в России, учитывающие особенности российского пути. Естественным лидером здесь видится Москва, и для этого имеется достаточно много объективных условий.

В первую очередь, Москва имеет статус столицы государства, предоставляющий больше возможностей влияния на принятие политических решений и на развитие законодательной и нормативной базы. Москва - один из ведущих мировых центров производства и хранения информации, обладающий к тому же наиболее развитой информационной и коммуникационной инфраструктурой. Она в настоящее время демонстрирует более высокий средний уровень доходов населения и развития наукоемкого производства, весьма динамичное развитие информационного рынка, интенсивное использование новейших средств вычислительной техники, ИКТ и информационных ресурсов.

Москва - крупнейший мегаполис России, а мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии мировых городов, Этому помимо всего прочего благоприятст- вует и географическое положение города между Западной Европой и Азией.

Переход Москвы к информационному обществу предполагает быстрое и приоритетное развитие в городе базовых компонентов информа- ционной среды общества:

  • технико-технологического фундамента движения к информацион- ному обществу;
  • индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инф- раструктуры;
  • политических, экономических, социально-культурных, правовых, организационных решений, обеспечивающих это движение.

Перечисленные направления следует рассматривать в качестве основных объектов политики обеспечения интеграции Москвы в информационное общество.

1). Развитие технико-технологического фундамента включает:

  • развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города на основе Московской волоконно-оптической сети, обеспечивающей создание, хранение, распространение и использование информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (информационных и телекоммуникационных сетей и систем, центров обработки информации различного назначения и т.д.);
  • совершенствование и развитие базирующейся в Москве системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним (баз и банков данных, архивов, библиотек и музейных фондов и т.п.);
  • совершенствование и развитие вычислительных и телекоммуникационных ресурсов и технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации, ее целостность, доступность и конфиденциальность;
  • совершенствование и развитие технической базы и технологий средств массовой информации (компьютерная техника для электронных и печатных изданий, радио- и телестудий, кабельное телевидение и т.п.).

2). Формирование индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктуры подразумевает:

  • укрепление и развитие экономического потенциала процессов интеграции города в информационное общество (поддержка отечественных производителей средств информатизации, информационных продуктов и услуг; меры по экономическому регулированию рынка информационных технологий, продуктов и услуг, кредитно-финансовая политика на уровне города и т.п.);
  • формирование развитых информационных потребностей и информационной культуры населения и стимулирование платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги;
  • приоритетная поддержка производителей и потребителей информационных и телекоммуникационных технологий, продуктов и услуг для социально значимых программ (сфер труда и занятости, здравоохранения, охрана окружающей среды, социального обеспечения, высшего и среднего образования, дошкольного обучения, миграции населения, культуры, быта и досуга и т.п.);
  • развитие массовой домашней компьютеризации;
  • поддержка систем массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и телекоммуникационных системах нового поколения.

3). С экономической, социально-культурной, правовой и организационной точки зрения предполагается:

  • решение проблем интеграции, обусловленных необходимостью выработки общей политики информатизации Москвы как центра информационной деятельности, активно взаимодействующего с Московской областью и регионами страны, в наибольшей степени продвинувшимися по пути к информационному обществу;
  • совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации, в том числе на уровне городской политики информатизации;
  • совершенствование и развитие системы распространения массовой информации и формирования общественно-политического климата в столице, благоприятного для перехода к информационному обществу;
  • совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной безопасности в информационной сфере, предотвращение угроз использования новых информационных технологий в качестве оружия, информационного терроризма и информационного криминала.

К основным факторам и проблемам, тормозящим процесс движения города к информационному обществу, можно отнести:

  • нестабильность и тяжелое финансовое положение российской экономики в целом и Москвы в частности, отсутствие необходимого и достаточного объема инвестиций в отрасли информатизации и телекоммуникаций;
  • неравномерность экономического и информационного развития районов и округов города;
  • низкий уровень доходов основной массы трудоспособного населения, определяющий малый платежеспособный спрос на информационные и телекоммуникационные услуги;
  • несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей ин- формационные отношения.

В обеспечении процесса перехода к информационному обществу ведущая роль принадлежит органам власти и управления городом, которые должны выступать в качестве катализатора происходящих перемен в интересах развития общества и личности, координатором деятельности различных участников процесса перехода к информационному обществу. С этой целью они:

  • ведут борьбу с монополизмом и осуществляют контроль за концентрацией собственности в СМИ и телекоммуникационном бизнесе;
  • юридически и технологически обеспечивают права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантируют гражданам предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.);
  • гарантируют свободу слова независимо от технологической среды распространения информации;
  • принимают меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальных языков, распространенных в городе, способствует сохранению языковой и культурной самобытности культурных и этнических сообществ;
  • осуществляют и целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для расширения диалога органов власти и горожан.

Содействовать развитию информационного общества органы власти и управления городом могут путем:

  • приоритетного развития отраслей, которые могут производить информацию и знание, в первую очередь образования и науки, которые являются базовыми и системообразующими для информационного общества;
  • содействия развитию научно-образовательных сетей и использованию ИКТ во всех формах образования;
  • содействия созданию новых форм бизнеса, внедрению ИКТ на малых и средних предприятиях, развитию электронной коммерции;
  • развития информационных услуг для населения, прежде всего создание системы общественной информации, включающей правовую информацию, информацию о рынке труда, возможностях обучения и повышения квалификации и т.п.;
  • создания и развития городских информационных магистралей, обеспечивающих москвичей различными мультимедийными справочными и развлекательными услугами;
  • создания системы массового обучения населения работе с компьютерной техникой, распространения информации о новейших ИКТ и их возможностях;
  • создания системы конкурсной поддержки проектов, направленных на развитие информационного общества;
  • осуществление демонстрационно-просветительских кампаний, пропагандирующих возможности ИКТ для жизни и работы;
  • организация системы мониторинга за выделенными индикаторами движения Москвы к информационному обществу;
  • включение Москвы в трансевропейскую сеть государственного управления (Public Administrarion Network), совершенствование ком- плексной автоматизации управления городским хозяйством;
  • поддержка Москвой основных международных инициатив, направ- ленных на формирование информационного общества, например, "Диалог глобальных городов" (Global Cities Dialogue).

Процесс движения города в информационное общество должен регулироваться следующими принципами: партнерство; выраженная социальная и гуманитарная направленность; прозрачность; учет интересов общества в целом, а не интересов отдельных лиц, властных структур, организаций или секторов экономики; широкая обсуждаемость; регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества; постепенность и поэтапность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества.

Интеграция в информационное общества невозможна без совершенствования работы таких секторов социальной жизни, как занятость (в т.ч. с помощью "телеработы"), образование, здравоохранение (в т.ч. "телемедицина"), помощь пенсионерам и инвалидам на основе предоставления новых видов информационно-справочных и телекоммуникационных услуг для населения.

Полноценную поддержку должны получить те направления информатизации, которые обеспечивают деятельность городских и районных органов власти, безопасности и правопорядка, а также отражают интересы коммерческих структур (автоматизация банков и офисов, управление бизнесом, базы данных коммерческой и деловой информации, маркетинговые системы, средства защиты информации, сетевая распределенная обработка информации и др.).

Политика интеграции строится на тесном взаимодействии с международными инициативами в формировании информационного общества, а также с работами в области формирования развитой информационной среды в Московской области и в ряде регионов страны.

Реализация политики движения к информационному обществу предусматривает перевод решения многих задач на районный уровень. Действенные формы осуществления комплекса социально-значимых информационных услуг (образовательных, медицинских, справочных, раз- влекательных и пр.) появляются и развиваются снизу. Именно на уровне префектур целесообразно создавать информационно-культурные центры, которые должны служить эффективным инструментом вовлечения населения в процессы формирования информационного общества.

Политике интеграции города в информационное общество должна быть оказана всемерная информационно-пропагандистская поддержка.

Финансовое обеспечение процессов перехода Москвы к информаци- онному обществу базируется на использовании средств городского и районных бюджетов при минимальном использовании средств федерального бюджета, на создании условий для активного делового участия в этих процессах отечественных и зарубежных коммерческих структур. Правительству Москвы предстоит решить проблему льготного кредитования процессов развития информационного общества московскими банками.

Первым шагом к реализации настоящей Концепции должна стать разработка "Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу". Разработку такой программы целесообразно начать в 2001 г. после широкого обсуждения, доработки и принятия настоящей концепции.

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!