Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

Концепция движения Москвы в информационное общество

5. Первоочередные мероприятия, обеспечивающие реализацию концепции движения Москвы в информационное общество

5.1. Создание экономических механизмов

Создание в Москве благоприятных условий для движения к информационному обществу требует развития оправдавших себя и формирование новых экономических механизмов.

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города, формирование индустрии информационных и телекоммуникационных услуг требуют значительных финансовых средств. Существенное использование средств городского и районных бюджетов, не говоря о федеральном, не представляется возможным. Поэтому в условиях продолжающихся экономических реформ, в частности, дальнейшей приватизации телекоммуникационного сектора и роста объемов продаж на рынке средств информатизации, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг, основное внимание должно быть уделено привлечению инвестиций от отечественных и зарубежных коммерческих структур, а также средств населения. Представляется необходимым активное деловое участие коммерческих структур в реализации проектов общегородского и районного уровней.

Можно выделить 5 основных направлений развития экономических механизмов:

  1. Создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. Должны быть предусмотрены гарантии Московского правительства на сохранение и вывоз части прибыли, отсутствие двойного налогообложения, рациональная политика регулирования таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих для зарубежных фирм.
  2. Создание привлекательных условий для отечественных коммерческих структур. Для ряда проектов предполагается использовать средства отечественных промышленных, торговых и финансовых компаний и корпораций, банков, фондов. В качестве одного из условий привлечения инвестиций предусматривается дальнейшая приватизация телекоммуникационного сектора экономики города. Должны быть пересмотрены некоторые положения налоговой и таможенной политик, направленные на выравнивание условий для отечественных и зарубежных инвесторов. Следует рассмотреть возможность снижения налогооблагаемой базы на прибыль за счет вычета средств, направляемых на реализацию проектов программы движения Москвы к информационному обществу.
  3. Разработка комплекса мероприятий, позволяющих привлечь средства населения, прежде всего, в области образовательных, медицинских, развлекательных и некоторых других социальных услуг. Для общественных культурно-информационных центров и отдельных категорий домашних пользователей должны быть предусмотрены льготы по сервисному обслуживанию компьютерной и телекоммуникационной техники, по приобретению отдельных программных и информационных продуктов, а также списанной в государственных организациях устаревшей вычислительной техники, снижение тарифов на подключение к открытым информационным сетям, кабельному телевидению, на услуги провайдеров Интернета. Экономическое стимулирование пользователей должно рассматриваться как мера, ничуть не менее важная, чем стимулирование производителей или посредников информационных и телекоммуникационных услуг.
  4. Разработка системы протекционистких мер для отечественных производителей аппаратно-программных и коммуникационных средств, систем сервисной поддержки процессов компьютеризации и информатизации, разработчиков прикладных программ, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг. Должно быть предусмотрено гибкое регулирование тарифов на использование общедоступных телефонных сетей. Преференции отечественным производителям должны включать меры по льготному кредитованию московскими банками под гарантии городского правительства. Должны быть предусмотрены специальные налоговые льготы, в том числе долговременные, для тех отечественных предприятий с различной формой собственности, которые активно участвуют в реализации проектов программы движения Москвы к информационному обществу (полное или частичное освобождение от уплаты НДС и др.).
  5. Для отдельных социально важных проектов информационных систем и инфраструктуры информационных и телекоммуникационных услуг (службы занятости, пенсионное и социальное обеспечение и пр.), особенно на первом этапе, следует предусмотреть целевое бюджетное финансирование при рациональном распределении средств из городского и районного бюджетов. Должен быть предусмотрен жесткий контроль городского правительства и префектур за расходованием этих средств.

Практическая реализация указанных экономических механизмов потребует совершенствования нормативно-правовой базы, решения ряда вопросов, входящих в компетенцию федерального правительства. Тем не менее, многие решения по стимулированию участия в программе движения Москвы к информационному обществу государственных организаций, отечественных и зарубежных и коммерческих структур и населения, а также по адресному финансированию проектов и программных мероприятий могут быть осуществлены органами городской власти.

5.2. Обеспечение общественной поддержки идеи информационного общества

Стратегическим фактором интеграции города в информационное общество является обеспечение поддержки этой идеи москвичами. Без заинтересованности и участия широких слоев населения города скорость движения к информационному обществу будет невысокой и процесс этот будет неэффективным. Высокообразованные и социально активные группы населения мало нуждаются в пропаганде современных возможностей, т.к. в большинстве своем они относятся к числу активных пользователей ИКТ. Задача городских властей – разъяснять возможности ИКТ и преимуществ жизни и работы в информационном обществе людям со средними доходами и низкодоходным группам, в которых средоточена большая часть населения города. Большинство городских детей, являющихся основной движущей силой развития информационного общества, живут в малообеспеченных семьях.

Основа поддержки идеи информационного общества москвичами – обеспечение москвичам массового дешевого (а в случае принадлежности к социально ущемленным группам бесплатного) доступа к современным ИКТ.

Возможные формы обеспечения поддержки москвичами идеи информационного общества сводятся к четырем основным:

  • проведение общегородских и районных демонстрационно просветительских кампаний, пропагандирующих индустрию современных информационных услуг;
  • развитие домашней телематики и пропаганда возможностей домашнего использования ИКТ;
  • создание сети публичных точек доступа к современным ИКТ и электронным информационным ресурсам на базе существующих сетей публичных библиотек и других общественных учреждений города;
  • совершенствование курсов школьной и вузовской информатики за счет придания им перспективы социального использования ИКТ.

5.3. Разработка системы индикаторов движения Москвы в информационное общество

Для оценки степени включенности Москвы в глобальное информационное общество и увеличения скорости движения города в этом направлении необходима специальная система индикаторов.

Целью слежения за этими индикаторами является как измерение развития информационной инфраструктуры, так и процесса производства информации, передаваемой по ее каналам.

В настоящее время отсутствует единая международная система индикаторов развития информационного общества в связи с необходимостью согласования в глобальном масштабе наборов продуктов и услуг, которые в разных странах относятся к информационным.

Предлагаемый подход к выбору индикаторов движения к ИО основан на многоаспектном учете влияния распространения ИКТ на общество в техническом, экономическом и социальном разрезах и на создании поэтапной системы мониторинга.

Базовый набор макроэкономических показателей, характеризующих интеграцию города в глобальное информационное общество, требующий регулярного статистического наблюдения, разбивается на три группы:

  1. Показатели развития коммуникационной инфраструктуры (общеевропейский перечень):
    • число телефонных линий на 100 жителей;
    • число мобильных телефонов на 100 жителей;
    • число Интернет подключений на 1000 жителей;
    • число персональных компьютеров на душу населения ( и/или на 100 работающих, на 100 семей);
    • количество корпоративных и муниципальных сетей, подключенных к Интернет;
    • стоимость телефонных переговоров (городских, междугородних, мобильных).
  2. Базовые экономические показатели развития информационного общества:
    • число занятых информационной деятельностью, в том числе как процент от общей занятости;
    • показатели формирования новых отраслей: индустрия банков данных, производство программного обеспечения, производство автоматизированныз информационных систем (по видам);
    • расходы на НИОКР в области ИКТ;
    • состояние рынка ИКТ.
  3. Социальные показатели. Социальный блок на первом этапе ограничивается показателем, характеризующем долю населения, которая использует персональный компьютер на работе и/или дома (включая долю продвинутых пользователей для характеристики уровня компьютерной подготовки населения), а также набором наиболее характерных показателей из сферы образования:
    • число студентов, изучающих ИКТ;
    • число жителей, имеющих дипломы, кандидатские и докторские степени в области изучения ИКТ;
    • процент взрослого населения, участвующего в программах переподготовки.

На первом этапе мониторинга отслеживаются только базовые индикаторы. На следующих этапах мониторинга к ним добавляются следующие группы показателей:

  1. показатели, характеризующие мощность и структуру информационной индустрии города;
  2. показатели, характеризующие распространение и использование информационной техники, продуктов и услуг «неинформационными» отраслями;
  3. индикаторы эффективности процесса информатизации.

5.4. Организационные мероприятия

5.4.1. Разработка и принятие программы движения Москвы к информационному обществу

В 1990-е годы в большинстве развитых стран были разработаны и приняты специальные программы движения к информационному обществу – как на международном (Европейский Союз), так и на национальном и региональном (муниципальном) уровнях. В ряде стран на сегодняшний день уже подготовлены и реализуются программные документы второго поколения, подводящие первые итоги и уточняющие политику по формированию информационного общества.

Россия задержалась с подготовкой таких программ. На федеральном уровне только в 1999 г. была разработана, но пока не получила официального статуса «Концепция перехода России к информационному обществу». При этом глубина и комплексность происходящих изменений, возможности и риски, которые несут новые ИКТ, требуют адекватной политической реакции. Москва не должна оставаться в стороне, т.к. именно здесь наиболее быстро происходят перемены. Столица первой в России столкнулась с вызовами информационного общества и сможет реализовать возможности, которые оно несет для граждан и экономики города.

Программа движения Москвы к информационному обществу должна не просто представить научно обоснованную политику Москвы в информационной сфере, но дать стратегию развития Москвы в условиях формирующегося глобального информационного общества. С содержательной точки зрения в программе должны быть разработаны следующие блоки:

  1. Анализ тенденций и изменений, происходящих в современном мире, в России и в Москве, а также видение желаемого и возможного будущего для Москвы. Формулировка стратегических целей и задач движения Москвы к информационному обществу.
  2. Роль московского правительства и городской Думы, принципы и инструменты городской политики.
  3. Основные направления и приоритеты городской политики. По каждому направлению действий должен быть дан анализ положения дел, видение будущего, сформулированы цели, выделены приоритеты и представлена обоснованная и просчитанная программа мер Московского правительства, ожидаемые результаты. В первую очередь должны быть проработаны следующие направления:
    • комплекс мер по обеспечению конкурентоспособности экономики города в рамках «информационного города»;
    • меры, содействующие обновлению различных сфер деятельности в городе на основе широкого использования ИКТ;
    • поддержка высокого уровня профессиональной подготовки специалистов, а также мирового уровня исследований и разработок в области ИКТ;
    • обеспечение возможностей доступа к основным услугам информационно-телекоммуникационных систем, а также базовых навыков работы с ними для всех жителей города, преодоление информационного неравенства;
    • развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы;
    • развитие нормативной базы.
  4. Первоочередные мероприятия по реализации программы:
    • утверждение программы и необходимых нормативных документов;
    • внесение изменений в систему городского управления, формирование рабочих органов по реализации программы;
    • формирование экономических механизмов и обеспечение финансовых источников для осуществления программы.

К разработке программы необходимо привлечь ведущих специалистов в области экономики и социологии, ИКТ, научно-технической и инновационной политики, городского хозяйства и управления. Разработанная программа должна пройти независимую экспертизу, обсуждена и принята специальным консультативным советом, опубликована для общественного обсуждения. Сроки ее реализации разумно установить 2001-2004 гг. с ежегодной корректировкой (2000 г. – разработка программы).

5.4.2. Создание городских рабочих органов по реализации программы движения Москвы к информационному обществу

Для реализации программы движения Москвы к информационному обществу необходимо провести определенные институциональные изменения: корректировку системы городского управления, учреждение фондов, службы мониторинга и т.д. Конкретные предложения по этим изменениям должны быть проработаны в ходе подготовки программы. Однако одну институциональную новацию необходимо реализовать на этапе разработки программы – это создание при Правительстве Москвы специального консультативного совета по программе движения Москвы к информационному обществу.

Функции консультативного совета на первом этапе должны заключатся в проведении независимой экспертизы и подготовке рекомендаций по вопросам разработки и принятия программы: рекомендации по составу рабочей группы разработчиков, рассмотрение концепции программы и ее окончательного варианта. После утверждения программы совет должен осуществлять профессиональную экспертизу и согласование интересов всех участников реализации программы и потребителей ее результатов. Для более эффективного выполнения этих функций рационально в работе совета реализовать двухуровневую систему экспертизы.

Профессиональную экспертизу (экспертизу, основанную на владении кодифицированным знанием или на опыте работы в какой-то области) можно реализовать в рамках специализированных экспертных советов. Она проводится, если нужно оценить с научной или технической точки зрения какой-нибудь проект, разработку, научно-технический результат и т.п. Согласование интересов должно проводиться при решении вопросов о приоритетах, о распределении финансирования между основными направлениями программы, при определении целей программы и т.п. Эта работа должна проводиться в рамках консультативного совета, учитывающего при принятии окончательных рекомендаций результаты работы экспертных комиссий.

В соответствии с задачами совета, в его состав должны войти как специалисты в соответствующих областях, так и представители информационной индустрии, органов управления, социальных служб и общественности (обществ потребителей, пользователей Интернета и т.п.). Порядок работы совета, принципы его формирования и процедуры принятия решений должны быть сформулированы в соответствующем положении, при разработке которого необходимо учитывать современные отработанные подходы (периодическая ротация, независимость экспертизы, специальные правила по избежанию «конфликта интересов» и т.д.). Организационное обеспечение деятельности Совета может осуществлять Департамент экономической политики и развития Москвы, при этом необходимо согласовать эту работу совета с деятельностью Межведомственной комиссии по созданию и эксплуатации общегородской информационной системы.

5.4.3. Создание системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу

К процессу движения Москвы в информационное общество нельзя относиться как к чисто техническому мероприятию по созданию и развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Речь идет о реализации сложного социального проекта, что предполагает постоянный мониторинг и прогнозирование социально-экономических последствий, проводимые, в частности, на основе специально разработанной системы показателей вхождения Москвы в информационное общество.

Любая социально-техническая инновация вызывает целый ряд побочных незапланированных социальных, экономических и психологических эффектов, причем зачастую негативных. Постоянное отслеживание таких эффектов, прогнозирование социальных и экономических проблем позволят вовремя принять адекватные решения и минимизировать негативные последствия.

Значение системы мониторинга и прогнозирования социально-экономических последствий развития и широкого использования ИКТ выходит (особенно в перспективе) за рамки вопросов научного обеспечения информационной политики. Современные ИКТ играют все возрастающую роль в социальной и экономической жизни современного мегаполиса, и их влияние должно учитываться при решении широкого круга вопросов городского развития.

В решение таких острых проблем г. Москвы как, например, загрязнение окружающей среды и транспортный кризис, может внести свой вклад стратегическая установка на развитие информационного общества, массовое внедрение новых ИКТ, но успешная реализация такого подхода требует серьезных предварительных исследований и социально-экономической проработки.

Адекватное решение этих задач возможно только в рамках специальной службы, на постоянной основе занимающейся такими исследованиями.

Целью деятельности службы мониторинга и прогнозирования является научное обеспечение, всесторонняя социологическая и экономическая проработка городской информационной политики и перспективных управленческих решений, принимаемых в Москве в сфере производства, хранения и распространения информации, информационных технологий, смежных областях и во всех случаях, когда необходим учет влияния ИКТ на различные стороны жизни города.

К задачам мониторинга и прогнозирования можно отнести:

  • мониторинг процесса движения Москвы в информационное общество, в том числе на основе анализа системы индикаторов и результатов регулярных опросов населения и экспертов;
  • отслеживание и прогнозирование социально значимых (распространенных, устойчиво воспроизводимых, жизненно важных) проблемных ситуаций на уровне города, локальных территориальных сообществ и личностном уровне, вызываемых широким распространением новых ИКТ и интеграцией Москвы в информационное общество;
  • формулирование «дерева» социальных целей городской информационной политики;
  • разработка и анализ сценариев развития событий в случае принятия тех или иных управленческих решений в сфере ИКТ, включая прогнозирование социально-экономических последствий, анализ ресурсного обеспечения, оценку сценариев;
  • социально-экономическая экспертиза проектов развития городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, нормативных актов и программных документов в информационной сфере.

Мониторинг и прогнозирование процесса движения Москвы в информационное общество, социальных последствий развития и широкого использования ИКТ не может проводиться лишь на основе отдельных заказных работ.

Необходимо создать междисциплинарную группу (с ядром в 5-6 человек), которая на постоянной основе будет заниматься указанными исследованиями и разработками. Организационно оформить эту группу можно созданием подразделения в Межрегиональном аналитическом центре (МРАЦ), либо в исследовательском институте с опытом соответствующих исследований. Предпочтительным (особенно в начальный период разработки программы и методов исследования) является второй вариант. Финансирование в любом случае должно быть из городского бюджета.

В состав группы должны войти экономисты, социологи, социальные психологи. В создаваемом на постоянной основе коллективе должны быть специалисты-предметники, методист, специалист по проектированию выборок, системный аналитик для подготовки экспертных опросов и прогнозирования, специалист по математическому моделирования социально-экономических процессов, специалисты по прогнозному проектированию, специалист по современным методами компьютерной обработки и анализа результатов социологических опросов, массивов статистических данных и текстов.

Формами представления результатов работы службы должны стать:

  • ежегодный сводный аналитический доклад, содержащий результаты мониторинга интеграции Москвы в информационное общество, анализ и прогноз социально-экономических последствий этого развития, а также рекомендации по решениям в информационной сфере;
  • целевые доклады, сфокусированные на наиболее важных выявленных проблемах;
  • экспертные заключения с результатами социальной экспертизы проектов развития городских информационных систем, проектов других решений в информационной сфере и смежных областях;
  • публикации в научных журналах;
  • база данных показателей, отражающих масштабы использования ИКТ в Москве в различных сферах деятельности, развитость информационного сектора в экономике Москвы, состояние рынков информационных и телекоммуникационных услуг, положение в различных областях информационной деятельности, социально-экономические последствия вхождения Москвы в информационное общество;
  • база данных результатов социологических и экспертных опросов.

5.4.4. Разработка и реализация демонстрационно-просветительских программ и проектов

Успешное движение Москвы к информационному обществу возможно только при широкой общественной поддержке, достаточной информированности населения о возможностях ИКТ, преимуществах и проблемах информационного общества, а также при условии владения широкими слоями населения базовыми навыками работы с современными ИКТ. Для создания этих условий требуется разработать целый ряд демонстрационно-просветительских проектов, в число которых должны войти, в частности, издание научно-популярных книг и буклетов, подготовка просветительских программ телевидения, учебных программ для различных слоев населения, проведение выставок, ориентированных не на специалистов а широкие слои населения, создание в районах города демонстрационных центров с широким доступом к возможностям современных ИКТ.

Цель демонстрационно-просветительских проектов и программ – интенсифицировать информационную активность населения, лежащую в основе его социальной и хозяйственной деятельности, через воздействие на обыденное сознание, используя как мотивацию элементарный интерес.

Разработка и проведение информационной кампании по демонстрации и пропаганде социальных возможностей ИКТ проводится в соответствии с утвержденным приоритетам информатизации города. Кампания организуется городскими властями по принципу смешанного финансирования с участием коммерческого сектора и общественных организаций. Объявляется тендер на лучшие демонстрационно-просветительские проекты и программы.

Программа кампании разрабатывается учеными в содружестве с властями города на основе социологических обследований.

5.5. Совершенстование нормативно-правовой базы города Москвы на этапе перехода к информационному обществу

Применительно к созданию системы правовых актов, регламентирующих общие вопросы и отдельные аспекты движения Москвы в информационное общество, необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:

  • детальный анализ действующего московского законодательства в области информатизации с целью выявления степени эффективности и полноты охвата соответствующих объектов регулирования, включая соответствие действующим нормам федерального законодательства;
  • определение областей регулирования, нуждающихся в срочной регламентации вследствие наличия пробелов в законодательстве;
  • анализ действующих в Москве нормативных правил неюридического характера (локальных, корпоративных, общественных, организационно-технических), применимых к регулированию информационных процессов;
  • разработка и утверждение органами государственной власти Москвы соответствующих законодательных актов (кодификационная работа).

Применительно к созданию системы правовых актов, регламентирующих общие вопросы и отдельные аспекты движения Москвы в информационное общество, необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:

  • детальный анализ действующего московского законодательства в области информатизации с целью выявления степени эффективности и полноты охвата соответствующих обьектов регулирования, включая соответствие действующим нормам федерального законодательства,
  • определение областей регулирования, нуждающихся в срочной регламентации вследствие наличия пробелов в законодательстве;
  • анализ действующих в Москве нормативных правил неюридического характера (локальных, корпоративных, общественных, организационно-технических), применимымых к регулированию информационных процессов;
  • разработка и утверждение органами государственной власти Москвы соответствующих законодательных актов (кодификационная работа).

Отдельным аспектом законотворческой работы в данной области должно стать заинтересованное изучение опыта зарубежных стран, а также других субъектов Российской Федерации, в законодательном урегулировании вопросов информатизации и информационных технологий.

Безусловно важным критерием при оценке целесообразности принятия того или иного решения должна быть возможность экстраполяции правовой нормы на ближайшее будущее применительно к тем общественным отношениям, развитие которых наиболее вероятно исходит из существующих реалий научно-технического и социального прогресса.

Правовое регулирование процессов создания и использования информационных ресурсов в Москве должно отражать ведущую роль города как административного и информационного центра страны, равно как и вовлеченность информационного пространства Москвы в единое информационное пространство России и формирующееся глобальное информационное общество. С этой целью необходимо признать допустимым не только углубленное развитие положений федерального законодательства по соответствующим вопросам, но и в ряде случаев (когда в законодательстве федерального уровня очевидны внутренние противоречия вследствие несогласованности между собой законодательных актов, принятых в разное время и разными федеральными органами власти), но и корректировку отдельных нормативных положений федеральных актов с инициированием внесения изменений в такие акты.

Так как большинство действующих в Москве правовых норм по информации и информатизации сосредоточено в нормативных документах (постановлениях и распоряжениях) Правительства Москвы, наиболее важные вопросы в этой области (порядок создания и использования информационных ресурсов, принципы взаимодействия существующих в городе информационных систем, правовой статус участников информационных процессов, конкретизация правил деятельности операторов информационных и телекоммуникационных услуг) требуют закрепления в одном или нескольких законах города Москвы.

Одна из важнейших задач при переходе к информационному обществу – обеспечение жителям города права на информацию, составными компонентами которого являются право на беспрепятственный доступ к городским информационным ресурсам, на пользование современными ИКТ, на участие в информационном обмене.

Переход к информационному обществу должен внести существенные изменения в методы и содержание работы по формированию общественного правосознания, по воспитанию и правовому обучению детей и подростков. С одной стороны, это облегчается теми исключительными возможностями, которые могут быть обеспечены современными ИКТ. С другой стороны, это требует значительной перестройки работы всех лиц, вовлеченных в воспитание и образование, причем не только детей и подростков, но и взрослых граждан, которым приходится принимать во внимание новые, прежде не известные технологические и социальные аспекты информационного общества.

Развитие ИКТ позволяет постепенно устранить такое негативное явление как информационное отчуждение граждан от власти, когда население города или страны не имеет доступа к достоверной информации о том, что происходит во властных структурах, а государственные органы также не имеют постоянной обратной связи с теми, чьим интересам они призваны служить (сейчас эта обратная связь фактически сводится лишь к проявлению гражданами своих избирательных прав на выборах). Устранение такого отчуждение более эффективно на уровнях управления, максимально приближенных к конкретному гражданину – жителю района, округа, города. Подлежит закреплению порядок обязательного размещения нормативной и иной общезначимой информации, исходящей от органов городской администрации, в общедоступных информационных сетях и иными способами доведения такой информации до каждого жителя Москвы. Без соблюдения такого порядка содержащие указанную информацию документы не должны иметь юридической силы.

Нормативные акты по информатизации Москвы должны также предусматривать создание и соблюдение механизмов постоянной обратной связи между гражданами и органами власти и местного самоуправления с использованием современных ИКТ и политических технологий.

Еще одним аспектом обеспечения права на информацию как важнейшего правомочия граждан информационного общества является информационная безопасность, недопущение противоправного использования (распространения) персональных данных о гражданах и иной информации конфиденциального характера. К этим проблемам примыкает и вопрос охраны правопорядка в информационной сфере, предотвращения нарушений информационного законодательства, информационной этики. Федеральное законодательство по данным вопросам отстутствует, поэтому принятие городом Москвой соответствующих нормативных актов может продемонстрировать наиболее эффективные способы решения перечисленных проблем как для других субьектов Российской Федерации, так и для федерального уровня в целом

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!