Об Институте English Pages УчастиеПартнеры
|
Концепция движения Москвы в информационное общество5. Первоочередные мероприятия, обеспечивающие реализацию концепции движения Москвы в информационное общество5.1. Создание экономических механизмовСоздание в Москве благоприятных условий для движения к информационному обществу требует развития оправдавших себя и формирование новых экономических механизмов. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города, формирование индустрии информационных и телекоммуникационных услуг требуют значительных финансовых средств. Существенное использование средств городского и районных бюджетов, не говоря о федеральном, не представляется возможным. Поэтому в условиях продолжающихся экономических реформ, в частности, дальнейшей приватизации телекоммуникационного сектора и роста объемов продаж на рынке средств информатизации, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг, основное внимание должно быть уделено привлечению инвестиций от отечественных и зарубежных коммерческих структур, а также средств населения. Представляется необходимым активное деловое участие коммерческих структур в реализации проектов общегородского и районного уровней. Можно выделить 5 основных направлений развития экономических механизмов:
Практическая реализация указанных экономических механизмов потребует совершенствования нормативно-правовой базы, решения ряда вопросов, входящих в компетенцию федерального правительства. Тем не менее, многие решения по стимулированию участия в программе движения Москвы к информационному обществу государственных организаций, отечественных и зарубежных и коммерческих структур и населения, а также по адресному финансированию проектов и программных мероприятий могут быть осуществлены органами городской власти. 5.2. Обеспечение общественной поддержки идеи информационного обществаСтратегическим фактором интеграции города в информационное общество является обеспечение поддержки этой идеи москвичами. Без заинтересованности и участия широких слоев населения города скорость движения к информационному обществу будет невысокой и процесс этот будет неэффективным. Высокообразованные и социально активные группы населения мало нуждаются в пропаганде современных возможностей, т.к. в большинстве своем они относятся к числу активных пользователей ИКТ. Задача городских властей – разъяснять возможности ИКТ и преимуществ жизни и работы в информационном обществе людям со средними доходами и низкодоходным группам, в которых средоточена большая часть населения города. Большинство городских детей, являющихся основной движущей силой развития информационного общества, живут в малообеспеченных семьях. Основа поддержки идеи информационного общества москвичами – обеспечение москвичам массового дешевого (а в случае принадлежности к социально ущемленным группам бесплатного) доступа к современным ИКТ. Возможные формы обеспечения поддержки москвичами идеи информационного общества сводятся к четырем основным:
5.3. Разработка системы индикаторов движения Москвы в информационное обществоДля оценки степени включенности Москвы в глобальное информационное общество и увеличения скорости движения города в этом направлении необходима специальная система индикаторов. Целью слежения за этими индикаторами является как измерение развития информационной инфраструктуры, так и процесса производства информации, передаваемой по ее каналам. В настоящее время отсутствует единая международная система индикаторов развития информационного общества в связи с необходимостью согласования в глобальном масштабе наборов продуктов и услуг, которые в разных странах относятся к информационным. Предлагаемый подход к выбору индикаторов движения к ИО основан на многоаспектном учете влияния распространения ИКТ на общество в техническом, экономическом и социальном разрезах и на создании поэтапной системы мониторинга. Базовый набор макроэкономических показателей, характеризующих интеграцию города в глобальное информационное общество, требующий регулярного статистического наблюдения, разбивается на три группы:
На первом этапе мониторинга отслеживаются только базовые индикаторы. На следующих этапах мониторинга к ним добавляются следующие группы показателей:
5.4. Организационные мероприятия5.4.1. Разработка и принятие программы движения Москвы к информационному обществуВ 1990-е годы в большинстве развитых стран были разработаны и приняты специальные программы движения к информационному обществу – как на международном (Европейский Союз), так и на национальном и региональном (муниципальном) уровнях. В ряде стран на сегодняшний день уже подготовлены и реализуются программные документы второго поколения, подводящие первые итоги и уточняющие политику по формированию информационного общества. Россия задержалась с подготовкой таких программ. На федеральном уровне только в 1999 г. была разработана, но пока не получила официального статуса «Концепция перехода России к информационному обществу». При этом глубина и комплексность происходящих изменений, возможности и риски, которые несут новые ИКТ, требуют адекватной политической реакции. Москва не должна оставаться в стороне, т.к. именно здесь наиболее быстро происходят перемены. Столица первой в России столкнулась с вызовами информационного общества и сможет реализовать возможности, которые оно несет для граждан и экономики города. Программа движения Москвы к информационному обществу должна не просто представить научно обоснованную политику Москвы в информационной сфере, но дать стратегию развития Москвы в условиях формирующегося глобального информационного общества. С содержательной точки зрения в программе должны быть разработаны следующие блоки:
К разработке программы необходимо привлечь ведущих специалистов в области экономики и социологии, ИКТ, научно-технической и инновационной политики, городского хозяйства и управления. Разработанная программа должна пройти независимую экспертизу, обсуждена и принята специальным консультативным советом, опубликована для общественного обсуждения. Сроки ее реализации разумно установить 2001-2004 гг. с ежегодной корректировкой (2000 г. – разработка программы). 5.4.2. Создание городских рабочих органов по реализации программы движения Москвы к информационному обществуДля реализации программы движения Москвы к информационному обществу необходимо провести определенные институциональные изменения: корректировку системы городского управления, учреждение фондов, службы мониторинга и т.д. Конкретные предложения по этим изменениям должны быть проработаны в ходе подготовки программы. Однако одну институциональную новацию необходимо реализовать на этапе разработки программы – это создание при Правительстве Москвы специального консультативного совета по программе движения Москвы к информационному обществу. Функции консультативного совета на первом этапе должны заключатся в проведении независимой экспертизы и подготовке рекомендаций по вопросам разработки и принятия программы: рекомендации по составу рабочей группы разработчиков, рассмотрение концепции программы и ее окончательного варианта. После утверждения программы совет должен осуществлять профессиональную экспертизу и согласование интересов всех участников реализации программы и потребителей ее результатов. Для более эффективного выполнения этих функций рационально в работе совета реализовать двухуровневую систему экспертизы. Профессиональную экспертизу (экспертизу, основанную на владении кодифицированным знанием или на опыте работы в какой-то области) можно реализовать в рамках специализированных экспертных советов. Она проводится, если нужно оценить с научной или технической точки зрения какой-нибудь проект, разработку, научно-технический результат и т.п. Согласование интересов должно проводиться при решении вопросов о приоритетах, о распределении финансирования между основными направлениями программы, при определении целей программы и т.п. Эта работа должна проводиться в рамках консультативного совета, учитывающего при принятии окончательных рекомендаций результаты работы экспертных комиссий. В соответствии с задачами совета, в его состав должны войти как специалисты в соответствующих областях, так и представители информационной индустрии, органов управления, социальных служб и общественности (обществ потребителей, пользователей Интернета и т.п.). Порядок работы совета, принципы его формирования и процедуры принятия решений должны быть сформулированы в соответствующем положении, при разработке которого необходимо учитывать современные отработанные подходы (периодическая ротация, независимость экспертизы, специальные правила по избежанию «конфликта интересов» и т.д.). Организационное обеспечение деятельности Совета может осуществлять Департамент экономической политики и развития Москвы, при этом необходимо согласовать эту работу совета с деятельностью Межведомственной комиссии по созданию и эксплуатации общегородской информационной системы. 5.4.3. Создание системы мониторинга движения Москвы к информационному обществуК процессу движения Москвы в информационное общество нельзя относиться как к чисто техническому мероприятию по созданию и развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Речь идет о реализации сложного социального проекта, что предполагает постоянный мониторинг и прогнозирование социально-экономических последствий, проводимые, в частности, на основе специально разработанной системы показателей вхождения Москвы в информационное общество. Любая социально-техническая инновация вызывает целый ряд побочных незапланированных социальных, экономических и психологических эффектов, причем зачастую негативных. Постоянное отслеживание таких эффектов, прогнозирование социальных и экономических проблем позволят вовремя принять адекватные решения и минимизировать негативные последствия. Значение системы мониторинга и прогнозирования социально-экономических последствий развития и широкого использования ИКТ выходит (особенно в перспективе) за рамки вопросов научного обеспечения информационной политики. Современные ИКТ играют все возрастающую роль в социальной и экономической жизни современного мегаполиса, и их влияние должно учитываться при решении широкого круга вопросов городского развития. В решение таких острых проблем г. Москвы как, например, загрязнение окружающей среды и транспортный кризис, может внести свой вклад стратегическая установка на развитие информационного общества, массовое внедрение новых ИКТ, но успешная реализация такого подхода требует серьезных предварительных исследований и социально-экономической проработки. Адекватное решение этих задач возможно только в рамках специальной службы, на постоянной основе занимающейся такими исследованиями. Целью деятельности службы мониторинга и прогнозирования является научное обеспечение, всесторонняя социологическая и экономическая проработка городской информационной политики и перспективных управленческих решений, принимаемых в Москве в сфере производства, хранения и распространения информации, информационных технологий, смежных областях и во всех случаях, когда необходим учет влияния ИКТ на различные стороны жизни города. К задачам мониторинга и прогнозирования можно отнести:
Мониторинг и прогнозирование процесса движения Москвы в информационное общество, социальных последствий развития и широкого использования ИКТ не может проводиться лишь на основе отдельных заказных работ. Необходимо создать междисциплинарную группу (с ядром в 5-6 человек), которая на постоянной основе будет заниматься указанными исследованиями и разработками. Организационно оформить эту группу можно созданием подразделения в Межрегиональном аналитическом центре (МРАЦ), либо в исследовательском институте с опытом соответствующих исследований. Предпочтительным (особенно в начальный период разработки программы и методов исследования) является второй вариант. Финансирование в любом случае должно быть из городского бюджета. В состав группы должны войти экономисты, социологи, социальные психологи. В создаваемом на постоянной основе коллективе должны быть специалисты-предметники, методист, специалист по проектированию выборок, системный аналитик для подготовки экспертных опросов и прогнозирования, специалист по математическому моделирования социально-экономических процессов, специалисты по прогнозному проектированию, специалист по современным методами компьютерной обработки и анализа результатов социологических опросов, массивов статистических данных и текстов. Формами представления результатов работы службы должны стать:
5.4.4. Разработка и реализация демонстрационно-просветительских программ и проектовУспешное движение Москвы к информационному обществу возможно только при широкой общественной поддержке, достаточной информированности населения о возможностях ИКТ, преимуществах и проблемах информационного общества, а также при условии владения широкими слоями населения базовыми навыками работы с современными ИКТ. Для создания этих условий требуется разработать целый ряд демонстрационно-просветительских проектов, в число которых должны войти, в частности, издание научно-популярных книг и буклетов, подготовка просветительских программ телевидения, учебных программ для различных слоев населения, проведение выставок, ориентированных не на специалистов а широкие слои населения, создание в районах города демонстрационных центров с широким доступом к возможностям современных ИКТ. Цель демонстрационно-просветительских проектов и программ – интенсифицировать информационную активность населения, лежащую в основе его социальной и хозяйственной деятельности, через воздействие на обыденное сознание, используя как мотивацию элементарный интерес. Разработка и проведение информационной кампании по демонстрации и пропаганде социальных возможностей ИКТ проводится в соответствии с утвержденным приоритетам информатизации города. Кампания организуется городскими властями по принципу смешанного финансирования с участием коммерческого сектора и общественных организаций. Объявляется тендер на лучшие демонстрационно-просветительские проекты и программы. Программа кампании разрабатывается учеными в содружестве с властями города на основе социологических обследований. 5.5. Совершенстование нормативно-правовой базы города Москвы на этапе перехода к информационному обществуПрименительно к созданию системы правовых актов, регламентирующих общие вопросы и отдельные аспекты движения Москвы в информационное общество, необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:
Применительно к созданию системы правовых актов, регламентирующих общие вопросы и отдельные аспекты движения Москвы в информационное общество, необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия:
Отдельным аспектом законотворческой работы в данной области должно стать заинтересованное изучение опыта зарубежных стран, а также других субъектов Российской Федерации, в законодательном урегулировании вопросов информатизации и информационных технологий. Безусловно важным критерием при оценке целесообразности принятия того или иного решения должна быть возможность экстраполяции правовой нормы на ближайшее будущее применительно к тем общественным отношениям, развитие которых наиболее вероятно исходит из существующих реалий научно-технического и социального прогресса. Правовое регулирование процессов создания и использования информационных ресурсов в Москве должно отражать ведущую роль города как административного и информационного центра страны, равно как и вовлеченность информационного пространства Москвы в единое информационное пространство России и формирующееся глобальное информационное общество. С этой целью необходимо признать допустимым не только углубленное развитие положений федерального законодательства по соответствующим вопросам, но и в ряде случаев (когда в законодательстве федерального уровня очевидны внутренние противоречия вследствие несогласованности между собой законодательных актов, принятых в разное время и разными федеральными органами власти), но и корректировку отдельных нормативных положений федеральных актов с инициированием внесения изменений в такие акты. Так как большинство действующих в Москве правовых норм по информации и информатизации сосредоточено в нормативных документах (постановлениях и распоряжениях) Правительства Москвы, наиболее важные вопросы в этой области (порядок создания и использования информационных ресурсов, принципы взаимодействия существующих в городе информационных систем, правовой статус участников информационных процессов, конкретизация правил деятельности операторов информационных и телекоммуникационных услуг) требуют закрепления в одном или нескольких законах города Москвы. Одна из важнейших задач при переходе к информационному обществу – обеспечение жителям города права на информацию, составными компонентами которого являются право на беспрепятственный доступ к городским информационным ресурсам, на пользование современными ИКТ, на участие в информационном обмене. Переход к информационному обществу должен внести существенные изменения в методы и содержание работы по формированию общественного правосознания, по воспитанию и правовому обучению детей и подростков. С одной стороны, это облегчается теми исключительными возможностями, которые могут быть обеспечены современными ИКТ. С другой стороны, это требует значительной перестройки работы всех лиц, вовлеченных в воспитание и образование, причем не только детей и подростков, но и взрослых граждан, которым приходится принимать во внимание новые, прежде не известные технологические и социальные аспекты информационного общества. Развитие ИКТ позволяет постепенно устранить такое негативное явление как информационное отчуждение граждан от власти, когда население города или страны не имеет доступа к достоверной информации о том, что происходит во властных структурах, а государственные органы также не имеют постоянной обратной связи с теми, чьим интересам они призваны служить (сейчас эта обратная связь фактически сводится лишь к проявлению гражданами своих избирательных прав на выборах). Устранение такого отчуждение более эффективно на уровнях управления, максимально приближенных к конкретному гражданину – жителю района, округа, города. Подлежит закреплению порядок обязательного размещения нормативной и иной общезначимой информации, исходящей от органов городской администрации, в общедоступных информационных сетях и иными способами доведения такой информации до каждого жителя Москвы. Без соблюдения такого порядка содержащие указанную информацию документы не должны иметь юридической силы. Нормативные акты по информатизации Москвы должны также предусматривать создание и соблюдение механизмов постоянной обратной связи между гражданами и органами власти и местного самоуправления с использованием современных ИКТ и политических технологий. Еще одним аспектом обеспечения права на информацию как важнейшего правомочия граждан информационного общества является информационная безопасность, недопущение противоправного использования (распространения) персональных данных о гражданах и иной информации конфиденциального характера. К этим проблемам примыкает и вопрос охраны правопорядка в информационной сфере, предотвращения нарушений информационного законодательства, информационной этики. Федеральное законодательство по данным вопросам отстутствует, поэтому принятие городом Москвой соответствующих нормативных актов может продемонстрировать наиболее эффективные способы решения перечисленных проблем как для других субьектов Российской Федерации, так и для федерального уровня в целом |
Информационное общество в РоссииПрограммыПроектыДокументыКонференцииМеждународное сотрудничествоРесурсы Интернета |
|