Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

Концепция движения Москвы в информационное общество

4. Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению устойчивого движения Москвы в информационное общество

4.6. Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в г. Москве

Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития. Применительно к Москве такие нормы, действующие или подлежащие принятию на городском уровне, необходимо соотнести как с федеральным нормативно-правовым регулированием, так и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений.

Информатизация в городе Москве как субъекте Российской Федерации в значительной степени регулируется федеральным законодательством России, включающем достаточно большое число законодательных и иных актов. К их числу можно отнести федеральный закон базового характера "Об информации, информатизации и защите информации", а также закон "Об участии Российской Федерации в международном информационном обмене". В то же время как упомянутые законы, так и иные законодательные акты Российской Федерации, принятые довольно давно (в начале 90-х годов), до сих пор не приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и практически не учитывают тех фундаментальных изменений, которые произошли в информационной сфере в последнее время. Это усугубляет относительную низкую эффективность правового регулирования вопросов информатизации на федеральном уровне.

Исходя из конституционного положения о том, что в ведении Российской Федерации находится только "федеральная информация и связь", а вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами федерации всей полнотой государственной власти обладают субъекты РФ, вопросы "информации" (информатизации, информационных ресурсов) Москвы находятся в компетенции города как субъекта РФ.

Нормативно-правовые акты города Москвы в области информации и информатизации характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием кодификации и системности в их принятии.

По видам нормативные акты Москвы в указанной области подразделяются на немногочисленные законы города, имеющие частичное отношение к вопросам информатизации, а также более широко представленные постановления и распоряжения Правительства Москвы.

По тематике московское законодательство по информатизации затрагивает как некоторые вопросы общего порядка (о Программе информатизации Москвы, принятой еще в 1993 г., об органах по информационной политике), так и частные проблемы более прикладного характера (мониторинг земель и окружающей среды, создание автоматизированных систем управления и связи для городских органов и учреждений власти, об информационных системах управления административно- территориальными подразделениями города, и т.д.).

Таким образом, налицо как существенная фрагментарность нормативной базы в области информатизации Москвы, так и наличие значительного числа пробелов по различным важным предметам регулирования, что требует скорейшего устранения. Говоря о таком специфическом объекте нормативного регулирования, как информационные отношения, нельзя не отметить принципиальную возможность, а в ряде случаев и насущную необходимость установления норм и правил, применимых к информационным процессам, путем санкционирования уже сложившихся норм неюридического характера (в частности, правил и регламентов организаций, участвующих в процессах создания, обработки и использования информации), а также норм организационно-технического характера. В условиях перехода к информационному обществу применение подобных норм "общественного" характера не только происходит на практике, но и должно быть легализовано (узаконено).

Исходя из основных принципов Концепции, целями совершенствования нормативно-правовой базы, действующей в Москве, должны стать следующие:

  • создание стройной и консолидированной системы правовых актов, регулирующей процессы формирования и использования информационных ресурсов, а также информационный обмен, в том числе международный и межрегиональный;
  • закрепление политики государственной поддержки интеграции города, его информационных и иных систем в информационное общество;
  • обеспечение жителям Москвы конституционного права на информацию путем законодательного закрепления соответствующих административных и организационных механизмов.

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!