Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

Концепция движения Москвы в информационное общество

4. Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению устойчивого движения Москвы в информационное общество

4.4.Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города

4.4.1. Готовность москвичей к использованию ИКТ для жизни и работы

Готовность москвичей к жизни и работе в информационном обществе определяется социально-демографической ситуацией в городе, информационной подготовкой жителей и уровнем осознания современных возможностей ИКТ.

Одна из базовых характеристик, определяющих готовность москвичей к использованию ИКТ и возможность интеграции города в глобальное информационное общество, - социально-демографические особенности московского населения. Возраст является одним из определяющих факторов использования ИКТ. Опыт развития информационного общества в мире показывает, что основными пользователями новых и новейших технологий являются дети и молодежь. Средний возраст жителей города - 38,3 года (для мужчин 35,5 лет, для женщин - 40,3 года).

Традиционно молодыми являются районы-новостройки с относительно высоким уровнем рождаемости, среди которых выделяются муниципалитеты за пределами кольцевой автодороги. Это Солнцево (общий коэффициент рождаемости 12,1 промилле), Косино-Ухтомский (9,1 про- милле), Южное Бутово (8,3 промилле). Сюда же можно отнести и ряд муниципалитетов, тяготеющих, в основном к югу (Южный и Юго-Восточный округа) и северу (Северный и Северо-Восточный округа).

Одновременно в городе идет ускорение процесса старения населения, хотя его дифференциация по районам менее выражена.

В последние годы традиционно положительная динамика численности постоянного населения города сменилась отрицательной. Население города убывает, среди москвичей пенсионеров больше, чем детей и подростков.

Демографическая нагрузка престарелыми и детьми неравномерна: наименьшие значения она имеет в Зеленограде, Южном, Северном, Юго-Западном округах, причем в Южном округе и Зеленограде основная доля приходится на нагрузку детьми (это результат недавнего заселения), в остальных округах - лицами пенсионного возраста.

С точки зрения распространения ИКТ обнадеживающим является тот факт, что при общей неблагоприятной социально-демографической обстановке доля населения города в возрасте от 10-39 лет (группа наиболее социально активная с точки зрения использования ИКТ), составила по данным 1998 г. 20,25% населения города (причем возрастные группы от 10-19 лет и от 20-29 лет возросли за 1995-1998гг. на 1% каждая, а группа от 30-39 лет осталась без изменений).

Профессионально-образовательная структура населения столицы благоприятна для развития информационного общества. Служащие как люди, работающие с информацией и учащаяся молодежь являются резервом и двигателем интеграции в информационное общество. Анализ численности занятых по отраслям экономики в целом по Москве показывает, что служащие составляют 29,4% от общей численности занятых в экономике. Общее число студентов вузов, учащихся средних специальных учреждений и общеобразовательных школ составляет 20,25% от общего населения города. Таким образом, более 50% населения города потенциально предрасположены к использованию ИКТ.

Еще один индикатор готовности города к вхождению в ИО - уровень образования населения города. Население Москвы традиционно отличается высоким уровнем образования: более 50% населения имеют высшее, неполное высшее и среднее специальное образование.

Проведение регулярных проблемно-ориентированных выборочных социологических обследований является средством для определения информационной подготовки москвичей и их готовности к использованию ИКТ в повседневной жизни и на работе. Подход к проведению таких обследований должен быть основан на сочетании статистических (количественных) и социально-этнографических (качественных) методов исследования. С помощью статистических опросов выявляются уже установившиеся стойкие тенденции, характеризующие информационную подготовку москвичей. Однако в условиях переходного периода, быстрой динамики всех социально-экономических и социокультурных процессов статистические опросы должны дополняться данными экспертных опросов, получаемыми с помощью углубленных неструктурированных интервью. с представителями проблемных групп.

На основе полученных данных разрабатываются меры по эффектив- ному информированию определенных групп населения о возможностях современных ИКТ. Эти меры делятся на общемосковские демонстрационно-просветительские компании и мероприятия, ориентированные на вовлечение в использование новейших достижений информационного века жителей определенного района или представителей различных социальных групп (школьников, женщин, инвалидов, представителей отдельных профессий и пр.).

4.4.2. Преодоление социального неравенства в "информационном городе"

В конце XX века появилось еще одно измерение бедности, так называемая "информационная бедность". Это понятие было введено в 1997 г. Программой развития ООН. Оно отражает рост социальной дифференциации населения по новому принципу - принципу возможностей доступа к ИКТ. В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знанию. Москва не может игнорировать эту проблему, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации.

Появившийся новый вид социального неравенства, порождаемый отсутствием у москвичей доступа к современным ИКТ, требует действий городских властей по его ликвидации. Должна быть разработана специальная программа, включающая следующие мероприятия:

  1. Организация точек публичного доступа к ИКТ как средство приобщения к телематике тех слоев населения, которые иначе остались бы за бортом информационного общества. Для финансирования этой идеи необходим новый вид партнерства - объединение усилий городской администрации, общественных организаций, ученых и частного сектора. Цель - развитие общественно доступных информационных услуг и точек публичного доступа к ним (в библиотеках, на вокзалах, в поликлиниках, торговых центрах и пр.), районных Интернет-кафе и общественных центров доступа к современным технологиям.
  2. Стимулирование интереса горожан (со специальным акцентом на представителях малого и среднего бизнеса) к использованию ИКТ с помощью проведения демонстрационно-просветительских компаний по разъяснению преимуществ жизни в "информационном городе".
  3. Оказание социальной помощи в электронной форме социально незащищенным группам населения:
    • дальнейшая информатизация социальных служб (службы социального обеспечения, помощи, страхования, пенсионной и др.);
    • содействие в организации сетей взаимопомощи и поддержки с использованием ИКТ для пожилых как одно из первоочередных направлений работы, обусловленное демографической ситуацией в городе;
    • организация центров доступа к ИКТ для молодых и способных инвалидов, которым современные технологии позволяют жить более полной жизнью и вносить своим трудом вклад в социально-экономическое развитие города.

4.4.3. Домашняя компьютеризация

Как показывает зарубежный и уже накопленный отечественный опыт, массовая домашняя компьютеризация служит эффективным инструментом развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей людей - от дошкольника до пенсионера, независимо от их социального статуса, доходов и физического состояния. Массовая домашняя компьютеризация рассматривается как необходимая ступень формирования информационного общества. Она должна привести к созданию новой информационной компоненты социальной инфраструктуры, к существенному расширению сферы социально значимых услуг для населения. Массовая домашняя компьютеризация способствует решению следующих важных социальных проблем:

  • обеспечение доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам и получение каждым гражданином необходимой ему социальной, экономической, профессиональной, образовательной, культурной и развлекательной информации;
  • повышение занятости населения за счет привлечения к труду лиц, потерявших работу, в том числе ограниченно трудоспособных, на основе новой формы работы на дому;
  • получение образования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка большой категории лиц, а также живущих в отдаленных регионах страны;
  • расширение спектра и повышение качества социальных и медицинских услуг населению;
  • сплочение семьи к ак основного вида общности в социальной структуре общества, укрепление взаимоотношений разных поколений, расширение межличностного общения;
  • организация новых форм досуга молодежи, отвлекающих ее от социально опасных типов поведения.

Хотя на Московский регион приходится около 70% домашних компьютеров в стране, развитие домашней компьютеризации сдерживается низким уровнем доходов широких слоев населения, ограничивающим платежеспособный спрос на домашние компьютеры, малой доступностью для населения имеющихся в стране информационных ресурсов, неразвитостью информационных потребностей и низкой компьютерной грамотностью населения. В этих условиях необходимо создание специализированной инфраструктуры информационных и телекоммуникационных услуг, предназначенных для домашнего, индивидуального и семейного потребления. Такая инфраструктура должна предусматривать создание и развитие предметно-ориентированных баз и банков данных, аппаратно-программных и коммуникационных средств, методов и технологий их использования, систем поддержки домашней компьютеризации.

Для пользователя домашнего компьютера необходимо формирование, постоянное ведение и обеспечение доступа к различным предметно-ориентированным базам и банкам данных и электронным изданиям, в том числе по видам информации - справочной, социальной, профессиональной, деловой, научно-технической, культурно-образовательной, учебной, развлекательной.

Имеющиеся сегодня на рынке сертифицированные аппаратно-программные средства практически полностью пригодны для домашней компьютеризации, однако, необходима поддержка разработки и распространения упрощенных интерфейсов "ЭВМ - пользователь" и ориентированных на домашнее использование специализированных программных продуктов (например, ведения домашнего хозяйства, формирования домашних электронных архивов и библиотек, а также по обеспечению безопасности домашнего компьютера).

Существующие современные сети и коммуникационные средства там, где предоставляют населению выход на местные, региональные и международные линии связи, обеспечивают пользователю домашнего компьютера доступ к необходимым ему общедоступным информационным ресурсам и получение различных услуг. Однако более полная реализация этих возможностей зависит от развития общедоступных опорных компьютерных сетей с выходом в Интернет, в том числе на основе кабельного телевидения, и отчасти от оснащения строящихся зданий средствами подключения домашнего компьютера к линиям связи ("электронная розетка").

Должны быть разработаны специализированные методы и технологии, облегчающие использование домашнего компьютера непрофессиональным пользователем.

Эффективное использование и развитие массовой домашней компьютеризации возможно только при наличии развернутой системы поддержки, многие элементы которой в настоящее время имеются. Такая система должна обеспечивать следующие функции:

  • индивидуальное и коллективное обучение всех категорий пользователей, не обладающих достаточным уровнем компьютерной грамотности;
  • развитие сети межшкольных центров распространения компьютерной грамотности, а также центров подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатики;
  • проведение маркетинговых исследований, активной информационно-разъяснительной работы и рекламы домашней компьютеризации;
  • создание системы фондов комплектации и распространения прикладных программ домашнего пользования;
  • развитие системы предоставления широкого спектра услуг пользователю домашнего компьютера (оплата услуг, продажа товаров, распоряжение вкладами, заказ билетов и т.п.);
  • создание локальных опорных центров выхода в общедоступные компьютерные сети для предоставления Интернет-услуг домашнему пользователю.

В настоящее время значительная часть работ по развитию предметно-ориентированных баз и банков данных и электронных изданий, созданию аппаратно-программных средств и коммуникационных сетей, методов и технологий использования домашнего компьютера и по развитию системы поддержки массовой домашней компьютеризации осуществляется коммерческими структурами. Экономическое стимулирование этих структур является важным условием успешного развития массовой домашней компьютеризации.

Для объединения усилий предпринимательских структур, координации их деятельности в области домашней компьютеризации, привлечения инвестиций и проведения информационно-разъяснительной и образовательной работы, целесообразно создание организационной структуры, объединяющей как производителей и распространителей технических средств, информационных и программных продуктов и услуг, так и пользователей домашних компьютеров. Как вариант, это может быть ассоциация домашней компьютеризации. Московское правительство могло бы выступить в качестве одного из учредителей этой ассоциации. В нее могут войти государственные организации и предприятия, фирмы и их объединения, распространители продукции для домашней компьютеризации, провайдеры сетевых услуг, операторы связи, издатели компьютерной прессы, а также представители пользователей домашних компьютеров. В состав ассоциации могут войти учреждения и организации, связанные с разработкой продукции для домашней компьютеризации, вузы и общественные организации.

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!