Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

Концепция движения Москвы в информационное общество

4. Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению движения Москвы в информационное общество

4.3. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности

4.3.1. Образование

В Москве в настоящее время имеется около 2400 учреждений дошкольного образования, в том числе свыше 160 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (по новой классификации), более 1500 средних школ (включая негосударственные), более 170 профессионально-технических училищ и лицеев, около 150 техникумов и колледжей, более 200 высших учебных заведений (включая негосударственные), свыше 30 учреждений и подразделений системы дополнительного профессионального образования.

Состояние информатизации отрасли в городе можно проиллюстрировать следующими цифрами: WWW-серверы в Москве имеют около 4% школ, чуть более 3% ПТУ и лицеев, 13% колледжей и техникумов, 15% вузов. Большая часть вузов имеет электронный адрес (обмен информацией происходит в основном по коммутируемым каналам). Наибольшее продвижение наблюдается в области информационно-библиотечного обслуживания образования - автоматизированные информационно-библиотечные системы используют около 7% школ и почти 25% вузов, более 30% массовых и специализированных библиотек, используемых учащимися. Следует отметить в целом удовлетворительную (по количеству компьютеров) оснащенность вузов. Однако большинство компьютеров в вузах - малопроизводительные.

В отрасли образования Центром информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования Минобразования РФ разработан автоматизированный кадастр "Информационные ресурсы высшей школы", включающий описания информационных ресурсов, созданных в учреждениях науки и высшей школы системы Минобразования. Анализ кадастра показывает, что преобладающее количество автоматизированных информационных ресурсов отрасли (около 80%) ориентированы на технические специальности. Учитывая универсальный характер информационных технологий, возможность их использования для обучения любым дисциплинам, существующий уровень информатизации гуманитарного образования в стране можно оценить как неудовлетворительный. К этому следует добавить, что к большинству всех информационных ресурсов, представленных в кадастре, не обеспечено сетевого доступа.

Еще хуже обстоит дело с наличием сетевых компьютерных учебных курсов для дистанционного образования. Такими курсами располагают лишь около 5% московских вузов, причем их количество в различных вузах колеблется от 1 единицы до нескольких десятков. При этом для эффективного дистанционного образования среднему вузу требуется 300-350 учебных курсов. Дистанционное обучение в московских школах, техникумах и ПТУ пока находится в зачаточном состоянии.

Переход к информационному обществу сдвигает базовые образовательные ориентиры. Происходит сдвиг от линейного, последовательного представления информации к сетевому. Новейшие телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, открывают для преподавателей и учащихся совершенно новые возможности. Объединение таких систем и сетей уже сегодня составляет основу новой инфраструктуры планеты - инфосферы.

В процессе становления информационного общества получает новое разрешение противоречие, которое всегда существовало между фундаментальным образованием и профессиональным обучением. Ориентация на узких профессионалов отражает уровень понимания социальной защищенности личности в предыдущие десятилетия. Ныне ситуация меняется. Знания и профессионализм, а вместе с ними благополучие и успех как назначение высоких ступеней образования все более уступают развитию творческих сил и способностей личности. По мере перехода от развития, основанного на использовании преимущественно человеческих способностей к физическому труду, к развитию, основанному на использовании культурного и интеллектуального потенциала личности, роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей.

Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Специфика новой системы образования должна проявляться в том, что она должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования. Это становится особенно очевидным с развитием "образования на всю жизнь", которое должно стать более фундаментальным и универсальным.

Первостепенную роль здесь должны играть дисциплинарные и междисциплинарные курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым профессиям, специальностям и специализациям. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность.

Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспе чивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования. Для этого необходимо: диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, таким образом создав содержательную основу для перехода к принципу "Образование для всех". Из всего этого следует, что важной проблемой конца ХХ - начала ХХI в. является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь".

Современные ИКТ создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения; коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса на основе такого важнейшего дидактического свойства компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости учебных программ.

Современный уровень развития ИКТ дает основание сегодня говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного образования, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Становление и последующее развитие системы дистанционного образования должно в будущем привести к созданию электронных библиотек и университетов распределенного типа, которые создадут реальную основу формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, кто по тем или иным причинам лишены свободного доступа к образованию.

Для того чтобы эффективно использовать эти возможности, такие новые области, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика должны быть лучше изучены и использованы преподавателями. Уже на этой стадии разработчики новых и будущих информационных и коммуникационных технологий должны ориентироваться на их практическое применение, учитывая не только технические возможности этих технологий, но также и более широкие культурные, образовательные и этические цели.

Исходя из изложенного, для успешного движения Москвы к информационному обществу необходимо:

  • разработать и реализовать новую идеологию непрерывного образования на всех уровнях - от детского сада до обучения и переподготовки взрослых - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов;
  • обеспечить широкую популяризацию концепции "образования через всю жизнь" среди педагогов, учащихся и всего населения города путем подготовки и распространения научно-популярных изданий, публикации материалов в наиболее популярных журналах, использования каналов СМИ;
  • создать сеть специализированных центров городского подчинения для подготовки и регулярной переподготовки школьных учителей, преподавателей всех видов учебных заведений и курсов использованию ИКТ в процессе обучения на всех его этапах;
  • добиваться внедрения ИКТ, адекватных образовательным технологиям и учебным процессам (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, видеоконференционная связь, средства мультимедиа и т.д.), в повседневную практику обучения и повышения квалификации;
  • создавать специализированные общедоступные информационные ресурсы (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированные на решение образовательных задач;
  • обеспечить участие Москвы в международных программах, направленных на подготовку людей к жизни в постоянно обучающемся обществе в XXI веке, в частности в программе ЮНЕСКО "Образование без границ".

4.3.2. Бизнес

ИКТ оказывают мощное влияние на развитие индустриального и предпринимательского сектора экономики. Широкое их использование, становится одной из основных предпосылок конкурентоспособности. В информационном обществе главным фактором благополучия любого бизнеса, как и любой другой сферы деятельности, становится знание. В связи с этим организации и компании будут превращаться в постоянно обучающиеся предприятия, где залогом устойчивой занятости для рабочих и служащих станет "образование через всю жизнь" с помощью новейших ИКТ. Практика найма на постоянную работу будет постепенно вытесняться практикой ротации специалистов в пределах определенного сектора рынка.

Постепенное развитие указанных тенденций приводит к увеличению числа частных компаний, которые занимают "малые ниши" в экономике и начинают обслуживать ранее недоступные рынки, открывшиеся благодаря доступу к глобальным сетям передачи данных. Учитывая состояние развития малого и среднего бизнеса в Москве (сегодня здесь существует и устойчиво работает в экономике города более 200 тысяч малых предприятий, что составляет 1/3 подобных предприятий в России и охватывает более 2 миллионов человек) и отношение к этой важнейшей составляющей экономики со стороны властей (с начала 90-х в структуре московского Правительства имеется отдельное подразделение, занимающееся вопросами малого предпринимательства; выработана и законодательно оформлена система поддержки физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность), можно предположить, что в Москве уже сейчас, невзирая на общую экономическую нестабильность, закрепляются правильные тенденции развития экономики.

Отличительной чертой предпринимательства в информационном обществе становится перемещение акцента с производства на инновативность, на реорганизацию служб работы с клиентами, на создание и продвижение новых видов продукции и услуг. К последним в первую очередь можно отнести индустрию производства информационных и коммуникационных услуг, ориентированную на массового потребителя, что является одной из основных задач развития информационной среды общества, обеспечивает заинтересованность населения в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, личное, в том числе финансовое участие в процессе перехода к информационному обществу.

Для успешного продвижения Москвы в информационное общество с точки зрения развития бизнеса необходимо:

  • содействовать активному освоению и использованию передовых ИКТ предприятиями города;
  • обеспечить поддержку ключевых сегментов развивающегося нового рынка - отечественной индустрии информационных и коммуникационных услуг и программных средств, электронной издательской деятельности, производства мультимедиа, индустрии развлечений и др.;
  • содействовать развитию электронной коммерции, оказанию разнообразных услуг потребителям через Интернет;
  • поддерживать интерактивное взаимодействие предприятий и компаний с органами власти (в первую очередь с налоговыми службами), с потребителями и между собой;
  • содействовать развитию электронного маркетинга для продвижения предприятиями их продукции и услуг, для создания новых рыночно значимых продуктов и услуг, для расширения кооперации с отечественными и зарубежными производителями.

Для решения вышеперечисленных задач потребуется:

  • проведение кампании по разъяснение возможностей и преимуществ ИКТ для ведения бизнеса, включающей демонстрацию наиболее ярких достижений;
  • создание системы соответствующих налоговых льгот и регулирования тарифов на использование и передачу данных.

Последние два года характеризуются быстрым ростом сетевой инфраструктуры, как в технических аспектах, так и с точки зрения развития сетевых услуг и различных сервисных служб, доступных через Интернет (в так называемом режиме "онлайн"). Масштабы этого явления иллюстрируют следующие цифры. Опросы показывают, что на середину 1999 г. уже более 5% взрослых жителей города постоянно пользовались Интернетом. Примерно 75% из них имеют доступ к Интернету "с работы", остальные - из дома. Примерно 85% предпринимателей уже используют Интернет (как минимум пользуются электронной почтой). В большинстве случаев они используют Интернет не более 2- 3 лет.

Пример экономически развитых западных стран, в которых доля взрослых пользователей Интернета составляет около 10% их населения, показывает, что дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры сопровождается внедрением в повседневную практику предпринимательской деятельности:

  • методов электронного бизнеса (информационная интеграция технологически взаимосвязанных бизнесов);
  • дистанционных методов выполнения трудовых операций ("телеработа");
  • дистанционных методов управления производством ("телеприсутствие")
  • и др.

Ожидается, что к 2002 г., когда в этих странах доля пользователей достигнет порядка 20% от их населения, период "информационного анархизма" (доминирование индивидуального информационного самовыражения) сменится периодом интеграционных процессов. Массовое использование единых стандартов в представлении информации о возможностях и намерениях предпринимателей, а также единые механизмы и формы реализации их информационной активности, как ожидается, приведет к формированию качественно новой среды для предпринимательской деятельности, которая уже получила название "сетевая экономика".

Если современные темпы развития сетевой инфраструктуры в Москве сохранятся (удвоение количественных показателей каждый год), то уровень экономически развитых стран может быть достигнут в ближайшее время. Следовательно, целесообразно с опережением ориентироваться на разработку и внедрение интеграционных стандартов и механизмов, которые создадут в городе благоприятные условия для формирования сетевой экономики.

В этих условиях задачей муниципальных органов управления является как помощь предпринимателям в преодолении первоначального барьера при использовании ими Интернет-технологий, так и внедрение интеграционных сетевых сервисов, позволяющих извлекать из этого дополнительную выгоду предпринимателям и потребителям.

Для объединения отдельных "онлайновых" бизнесов в единую сетевую экономику необходим запуск организационных механизмов и программно-технических комплексов, способствующих интеграции разнородных видов "онлайновой" активности предпринимателей в единое информационное пространство. Данный комплекс средств позволит пользователям в максимальной степени реализовать преимущества современных сетевых форм ведения бизнеса. Бизнес-инфраструктура в сетевой экономике работает с существенно меньшими затратами. Поэтому в результате внедрения интеграционных средств можно ожидать существенное снижение накладных издержек у предпринимателей, повышение гибкости и адаптивности фирм к изменению ситуации на рынках, более комплексное и качественное обслуживание потребителей, и, как следствие, более высокие в целом темпы экономического роста и предпринимательской активности.

При проектировании сетевой инфраструктуры в целом необходимо определить набор ее подсистем и элементов, которые будут обеспечивать интеграцию разнородных информационных ресурсов, и поддерживать функционирование сетевой экономики. Требуют определения следующие элементы сетевой инфраструктуры.

Для помощи предпринимателям необходимо создание интеграцион ных средств и механизмов, что потребует ввода в действие следующих основных муниципальных "онлайновых" служб:

  • системы поддержки бизнеса, обеспечивающей доступ к нормативно-правовой, научно-технической, инструктивно-методической и управленческой информации, в особенности касающейся информационной безопасности, защиты собственности и авторских прав;
  • системы объединения распределенных по частных сайтам коммерческих сведений в единую базу данных, которая будет позволять покупателям осуществлять сквозной поиск лучших предложений по различным параметрам, а также весь необходимый для покупки товаров или услуг дополнительный сервис (включая переадресацию на сайт компании-поставщика данного товара/услуги или другие возможности);
  • системы регистрации и визуализации возможностей и намерений компаний, ведущих свою деятельность через Интернет, которая позволит предпринимателям снизить издержки на поиск подходящих поставщиков и покупателей, а также реализовывать методы электронного бизнеса, включая использование новых моделей ведения бизнеса (создание фирмами трехстороннего информационного партнерства со своими поставщиками и заказчиками).

Опыт экономически развитых стран показывает, что массовое внедрение в практику работы компаний методов телеработы и телеприсутствия требует принятия на муниципальном уровне (возможно и на федеральном) нормативных актов, регламентирующих правовые аспекты дистанционных отношений между нанимателем и исполнителем. Внедрение данных инноваций в экономическое пространство Москвы потребует разработки соответствующих нормативных актов. Среди других мер - разработка типовых требований к вакансиям и/или соответствующим рабочим местам, допускающим дистанционное выполнение трудовых операций, а также включение данных параметров в базы данных кадровых агентств.

4.3.3. Здравоохранение

Москва традиционно является крупнейшим научным и лечебным центром, причем не только для России, но и по-прежнему для республик, входивших в состав СССР. В Москве сосредоточено свыше 10 тысяч крупных, средних и мелких лечебных, диагностических, профилактических и оздоровительных учреждений, аптек, оптовых фирм, поставляющих медикаменты и медицинское оборудование в Москву и регионы, представительств зарубежных и отечественных фирм-производителей.

При всех изменениях экономической и политической конъюнктуры поддержание здоровья остается одной из главных целей любого человека, вследствие чего не уменьшается потребность в информации медицинского характера. Причем из-за большого разброса цен на медицинские товары и услуги возникает стремление оптимизировать усилия и затраты на поддержание здоровья и на лечение.

Информация о заболеваниях, о методах профилактики и лечения, о доступности и действии лекарственных препаратов, об особенностях реакции организма и побочных эффектах требует с одной стороны обеспечения максимальной доступности, а с другой стороны - достаточно гибкой и глубокой фильтрации. В Москве налажен достаточно жесткий контроль деятельности всех субъектов медицинского рынка (независимо от формы собственности) со стороны властных структур путем лицензирования деятельности всех лечебных и диагностических учреждений, а также оптовых и розничных фирм, работающих на лекарственном рынке. Этот контроль со временем будет только усиливаться.

Деятельность в медицинской сфере (и в особенности на рынке лекарств) достаточно формализована, т.к. основана на принятой во всем мире терминологии. Это создает хорошие условия для создания адекватных моделей данных и информационных потоков. За предшествующие годы пройден долгий (и порой извилистый) путь автоматизации многих медицинских центров и аптечных учреждений, налажен достаточно высокий уровень информирования населения (в первую очередь в аптечной сфере). В то же время в последние 2 - 4 года появилось большое число новых коммерческих медицинских учреждений, в которых автоматизация осуществляется "с нуля".

Перечисленные факторы с одной стороны создают благоприятные условия для внедрения новых компьютерных технологий в сферу медицинских услуг и обеспечения лекарственными препаратами, с другой стороны - как ни в одной другой области, - требуют очень тонкого лавирования между необходимостью способствовать максимальному распространению медицинской информации и необходимостью введения определенных ограничений на доступ к ней для лиц, не обладающих достаточной квалификацией для адекватной оценки этой информации, не говоря уже о контроле за распространением недостоверной информации и недобросовестной рекламы методов лечения и лекарств.

К наиболее важным направлениям внедрения ИКТ в области здравоохранения можно отнести следующие:

  • создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором, (в идеале - мультимедийной) с подробной информацией о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариантах - для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы;
  • обеспечение доступа к медицинской информации для профессиональных пользователей и рядовых потребителей соответствующих товаров и услуг;
  • обучение персонала каждого учреждения здравоохранения Москвы навыкам работы с электронной почтой и ресурсами Интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации;
  • создание на одном из московских WWW-серверов представительства Комитета здравоохранения с разделом "Достижения мирового и российского здравоохранения", ведение которого необходимо поручить главным специалистам по направлениям с участием сотрудников ведущих НИИ, клиник и редакций медицинских журналов, расположенных в Москве;
  • создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических центров пунктов "консультаций через Интернет" для москвичей и для всех учреждений здравоохранения, включая поликлиники, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту.

Неизбежное внедрение во все сферы жизни новых ИКТ диктует новую стратегию реформирования и модернизации здравоохранения. При этом важно, чтобы затраты на осуществление реформы не отягощали бюджет, т.к. в противном случае они останутся на бумаге. Одной из составляющей такого подхода является "телемедицина".

Под телемедициной понимается, комплекс процедур, обеспечивающий с помощью компьютерной (информационной) технологии и высокоскоростных магистральных каналов связи, адекватный обмен медицинскими данными на расстоянии.

Это направление быстро развивается, и уже в 1997 г. в Интернете можно было найти сведения о 189 подобных проектах, из которых в странах Европы было 11, в США - 160, в Азии - 3, в Австралии - 2. Российские медики также включаются в различные национальные и международные проекты. Так ряд клинических центров Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют телемедицинские контакты с клиниками США. Прошел ряд трансляций и симпозиумов, организованных НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, в частности, последний состоялся осенью 1999 г. Фактически речь идет о ресурсосберегающем подходе к решению важнейшей социальной и научной проблемы.

Телемедицина позволяет одновременно решать ряд актуальных социальных и медицинских проблем:

  • пациенты, независимо от места проживания, могут быть на месте и в течение короткого промежутка времени проконсультированы квалифицированными специалистами вплоть до организации консилиума врачей из разных клиник и даже городов;
  • совместное использование медицинскими учреждениями дорогостоящей высокотехнологичной аппаратуры; обучение работе с последней.

Настало время приступить к разработке стратегии действий по развитию телемедицины в стране и в Москве. Реализация стратегии состоит из несколько этапов и направлений:

  • обобщение и анализ быстро нарастающего международного и небольшого, но собственного опыта по использованию телемедицины;
  • научная и образовательная деятельность, включающая проведение распределенных симпозиумов и видеоконференций, совместные исследования, различные формы дистанционного обучения и сертификации;
  • консультации и диагностика в отсроченном режиме или в режиме "онлайн", до- и постгоспитальное наблюдение, мониторинг операций и состояний;
  • привлечение медицинских профессиональных ассоциаций к созданию стандартов и алгоритмов обследования, установлению однозначности в понимании симптомов, терминов и понятий;
  • правовое обеспечение телемедицины.

4.3.4. Культура

В отрасли культуры в городе по существу сложилась ситуация, при которой производители и пользователи гипотетически располагают оптимальной возможностью предоставления и получения необходимой информации культурного характера, в том числе с использованием современных ИКТ. В реальности этому препятствует недостаточное развитие информационной инфраструктуры отрасли.

Сфера культуры в настоящее время отличается многоукладностью: наряду с государственными существуют ведомственные, некоммерческие, частные и др. учреждения, творческие коллективы и объединения. В городе имеется лишь несколько фактически изолированных информационных систем по культуре и искусству, обеспечивающих информацией по достаточно ограниченной тематике лишь определенные контингенты пользователей. Информация, предоставляемая периодическими и справочными изданиями, имеет ограниченный характер: отражается репертуар театров на предстоящий месяц, сведения о музейных экспозициях, клубных встречах и т.п., причем лишь об очень небольшой их части.

Можно констатировать, что в Москве наметилось особенно большое отставание в области создания информационных систем для культуры. Отсутствуют информационные с истемы сети муниципальных библиотек Москвы, практически не начата информатизация московских музеев, галерей и др. организаций культуры.

Весьма низкий уровень обеспечения потребности учреждений культуры и горожан в необходимой информации культурного характера диктует необходимость создания общедоступной системы информации о культурной жизни города, что коррелирует с проектом ЮНЕСКО, направленным на создание баз данных о культурных событиях в столицах мира и рекомендующим властям всех уровней обеспечить поддержку сбора, хранения и распространения такой информации. Использование опережающей информации заинтересованными организациями и частными лицами обеспечит координацию гастрольного и выставочного обмена, привлечение дополнительных средств на подготовку и проведение культурных мероприятий.

Создание такой системы информации о культурной жизни города соотносится с общими тенденциями развития культуры. Так концепция развития культуры и искусства Российской Федерации предусматривает решение задачи по "созданию объективных условий для широкого доступа к произведениям отечественной и мировой культуры и искусства для всех социальных слоев, для свободного творчества, духовного и культурного развития личности".

Содействие развитию культуры на пути движения Москвы к информационному обществу должно заключаться в обеспечении интеграции информационных ресурсов отрасли, эффективного обмена информацией между ее учреждениями. Особое внимание следует уделить обеспечению возможности виртуального посещения московских библиотек, музеев, галерей, художественных выставок, концертов и т.д. С этой целью необходимо скорейшее формирование специальной городской программы информатизации отрасли культуры, включающей в качестве первоочередных задач создание распределенных информационных систем библиотек Москвы и московских музеев.

4.3.5. Информатизация городского управления

В Москве накоплен богатый опыт использования ИКТ для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед Правительством Москвы. Городские структуры осуществляют ведение большого ч исла информационных систем для нужд Мэрии Москвы, Московской городской Думы, административных округов и районных Управ, комплексов и департаментов Правительства Москвы.

В Москве к 1999 г. завершено более 70 крупных проектов по созданию автоматизированных информационных систем, наиболее значимыми из которых являются создание и внедрение АИС территориального управления, создание единого оцифрованного цветного изображения территории г. Москвы в пределах МКАД по результатам аэрофотосъемки, внедрение и дальнейшее развитие общегородской информационной системы ЗАГС, создание, ведение и развитие Государственного градостроительного кадастра Москвы и ряд других.

Для ранее созданных и эксплуатируемых систем характерен высокий уровень автоматизации управленческого труда и компьютерной грамотности управленцев различного ранга. При создании систем использованы технологии открытых систем, позволяющие обеспечить масштабируемость созданных систем при изменении требований пользователей, применяются программные средства интеграции данных и облегчающих объединение отдельных подсистем, созданных в разное время муниципальными службами.

В процессе создания информационных систем для муниципального управления и местного самоуправления накоплено значительное число информационных ресурсов, имеющих высокие потребительские свойства. Кроме того, в городе имеется большое число высококвалифицированного персонала, обладающего опытом построения сложных распределенных информационных систем в оборонной отрасли и в области государственного управления.

Сложился порядок организации работ, при котором государственным заказчиком выступает Департамент экономической политики и развития г. Москвы (ДЭПиР), формирующий ежегодные планы работ по информатизации в Москве, утверждаемые Межведомственной комиссией по информатизации. В качестве заказчиков по отдельным проектам в области создания городских информационных систем выступают ДЭПиР, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" и некоторые другие уполномоченные Правительством Москвы организации.

В то же время следует отметить низкий уровень интеграции существующих систем муниципального управления и местного самоуправления, неоправданное дублирование ввода однотипных данных в различных подсистемах, не допускающих автоматического обмена между ними, отсутствие общегородского комплекса стандартов, классификаторов, форматов, метаданных и т.д., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих подсистем в рамках общегородской информационной системы.

Достигнутые в ходе выполнения предыдущих программ по информатизации городского управления результаты позволяют перейти к новому этапу создания информационных систем - созданию интегрированной системы управления городом, соответствующей требованиям концепции "электронной власти" и "электронного учреждения". Основными направлениями работ являются:

  • Создание общегородской системы управления работами по информатизации и отраслью информационных услуг.
  • Централизация и ускорение работ по общесистемному обеспечению городской информационной инфраструктуры.
  • Продолжение развития отраслевых информационных систем и аттестация всех отраслевых учреждений на соответствие требованиям к "электронному учреждению".
  • Интеграция отраслевых информационных систем между собой, а также с общегородскими и территориальными информационными системами.
  • Создание комплексных, интегрированных с общегородскими и отраслевыми системами, территориальных автоматизированных информационных систем (ТАИС).
  • Создание единого общегородского корпоративного информационного портала.
  • Создание общегородского публичного информационного портала, интегрированного с другими публичными информационными системами.

Одним из важнейших направлений является общесистемное обеспечение городской информационной инфраструктуры. За последние годы здесь проделан большой объем работ. Разработан системный проект развития общегородской информационной системы, начался процесс интеграции информационных систем на межкомплексном уровне, в частности, систем Комплекса городского хозяйства и Комплекса по имущественно-земельным отношениям, разрабатывается Единая государственная картографическая основа г. Москвы, создан и ведется реестр городских информационных систем.

На новом этапе информатизации важнейшей является проблема интеграции информационных ресурсов отраслевых комплексов между собой и с территориальными информационными системами. Комплекс очередных мероприятий Правительства Москвы по общесистемному обеспечению информатизации городского управления, включающий следующие направления деятельности:

  • создание единой государственной картографической основы г. Москвы в интересах городского хозяйства;
  • создание автоматизированной системы банка данных "Население" и внедрение в ее городе;
  • развитие нормативно-правовой базы;
  • тиражирование типовых информационных технологий в территориальных подразделениях и службах органов городского управления;
  • создание на основе городской телекоммуникационной сети и технологий Интернет единой муниципальной Интранет системы и единого городского информационного портала.

Территориальные автоматизированные информационные системы (ТАИС) для административных округов и Управ районов относятся к классу базовых городских муниципальных систем. ТАИС являются мно- гоуровневыми распределенными информационными системами, интегрированными по информационным ресурсам с отраслевыми АИС городских Комплексов. Практически вся первичная информация в общегородских и ведомственных АИС "привязана" к конкретным объектам, субъектам и процессам на конкретной территории, конкретного района и собирается территориальными органами управления. Однако, значительная часть этих информационных потоков имеют восходящий характер и, пройдя зачастую многоуровневую обработку, капсулируется в ведомственных информационных системах.

В настоящее время органы территориального управления, непосредственно работающие с субъектами экономики и гражданами, лишены информационной поддержки от отраслевых автоматизированных систем. На районном уровне управления (Управы) положение вообще критическое. Из 106 функций, записанных нормативными документами за Управой, более половины даже не контролируются ею. Они или реализуются территориальными подразделениями отраслевых городских служб или не выполняются вовсе. При этом полнофункциональных информационных систем нет ни в одной Управе, а, сколько-нибудь эффективная и регулярная информационная интеграция с отраслевыми АИС отсутствует. Очень часто территориальные органы управления, чтобы обеспечить хотя бы минимальные требования поддержки реальных процессов на своей территории и в своей сфере ответственности, вынуждены дублировать отраслевые органы и создавать собственные информационные ресурсы.

Наиболее вопиющим примером отсутствия интеграции является созданная фактически в каждом ДЕЗе собственная система учета жилищного фонда, необходимая для расчетов с нанимателями и собственниками жилья и арендаторами. Эти информационные системы ведутся практически независимо от городского БТИ, (причем, как правило, данные в них более актуализированы, так как связаны с процессами оплаты). Однако их информационная оторванность от юридически значимых первоисточников и неудовлетворительная защищенность создают большие возможности для злоупотреблений и многочисленных ошибок. Возможен большой недобор в коммунальных платежах и огромные потери на дублировании в создании и ведении важнейшего городского информационного ресурса.

С целью преодоления указанных недостатков и дальнейшего развития информационного обеспечения процессов управления городом, необходимо развернуть работы по трем направлениям.

  1. Важнейшей и первоочередной задачей территориальной информатизации является задача интеграции территориальных информационных систем с отраслевыми информационными ресурсами. Даже простой доступ сотрудников и руководителей территориальных органов управления к информационным ресурсам, накопленным в городских комплексах, позволит резко улучшить информационное обеспечение управления в префектурах и районных Управах.
  2. Другим важнейшим направлением территориальной информатизации является разработка информационных систем собственно для аппарата префектур и районных Управ.
  3. Важнейшей особенностью территориальных информационных систем, является их большая, по сравнению с отраслевыми системами, направленность на информационное обслуживание потребностей населения, соответствующей территории и Москвы в целом. Все корпоративные информационные системы Москвы должны предоставлять гражданам свободный доступ через Интернет к открытой информации.

4.3.6. Городское хозяйство

В течение последних лет в Москве начаты проекты, связанные с использованием ИКТ в городском хозяйстве, в частности, начата реализация проекта создания единой автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления городским хозяйством.

Данный проект направлен на создание информационной системы, обеспечивающей контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и автоматизацию диспетчеризации городского жилищно-коммунального хозяйства. Создание подобной системы приведет к значительному снижению затрат на содержание (управление и диспетчеризацию) городского жилищно-коммунального хозяйства и оптимизации использования ресурсов (электроэнергия, газ, тепло и пр.), потребляемых жилищно-коммунальным хозяйством Москвы. Кроме того, разработка системы предоставит городским властям и службам инструмент контроля и управления городским хозяйством, который позволит решить следующие задачи:

  • создание источников объективной и достоверной информации о состоянии инженерного оборудования зданий и сооружений;
  • создание механизма сбора, обработки и хранения этой информации;
  • повышение оперативности сбора информации о состоянии жилищно-коммунального комплекса г. Москвы;
  • накопление данных об использовании ресурсов, потребляемых жилищно-коммунальным хозяйством города Москвы.

4.3.7. Общественная жизнь

Возможность использования информационных сетей и систем создает для каждого гражданина принципиальную возможность непосредственного участия в политическом волеизъявлении. Это большое преимущество информационного века, но оно ставит под вопрос сам принцип репрезентативной демократии. Осознавая это, необходимо создать условия для того, чтобы оправдавшие себя традиционные демократические институты не были заменены на политическую дискуссию, значительно усложняющую процесс принятия решений. Необходимо помнить, что вовлечение населения в использование ИКТ и большая доступность политических деятелей, становящаяся возможной благодаря развитию интерактивного взаимодействия, влекут за собой существенные изменения в демократическом процессе.

Последнее, однако, должно рассматриваться не столько как опасность, сколько как новый шанс усилить политическую активность и политическую ответственность населения. Для этого в первую очередь необходимо создать в городе основы "теледемократии", что предполагает:

  • постоянное информирование населения через официальные WWW-сайты Мэрии Москвы, Московской городской Думы, префектур округов и районных управ о деятельности органов власти;
  • предоставления в публичный доступ актуализированных официальных документов - законов и нормативных актов;
  • обеспечение прямого участия горожан в выработке решений по конкретным вопросам, затрагивающим их интересы;
  • проведение оперативных опросов жителей, не имеющих обязательной силы для органов власти, но результаты которых должны анализироваться и учитываться последними;
  • организации регулярного интерактивного взаимодействия избирателей с депутатами, жителей с представителями исполнительной власти города, района и управы.

4.3.8. Быт и досуг

Мировой опыт показывает, что информатизация повседневной жизни является средством стимуляции духовного и экономического развития. Использование ИКТ в быту повышает информационную активность горожан, дает ощущение улучшения комфортности жизни, способствует повышению качества труда и возрастанию экономической активности горожан за счет ненавязчивого обучения "через развлечения". Бытовая информационная продукция - сильнейшее средство привлечения населения на путь интеграции в информационное общество.

В этой сфере очень велика роль самоорганизации. Рынок бытовой электроники и связанной с ним информационной продукции возник в городе одним из первых и сегодня мало уступает европейскому. В то же время информатизация быта и досуга - одна из тех областей, где городская администрация может проводить активную социально-ориентированную политику. В целях содействия социально-экономическому развитию города эта политика должна преследовать следующие основные цели:

  • стимулирование отечественных производителей бытовой информационной продукции (электронных развлекательных, медицинских и юридических программ, электронных игр и пр.) и слежение за их качеством;
  • содействие сохранению национальной культуры с помощью регулирования рынка городской информационной продукции (имеется удачный опыт Франции по введению квот на продажу и показ иностранной продукции и отсев низкопробной продукции);
  • оказание социальной помощи в электронной форме в первую очередь наиболее незащищенным группам.

Во всем мире основной движущей силой развития информационного общества являются дети. 2/3 московских детей сосредоточены в мало обеспеченных семьях, и без помощи города в форме организации общественных электронных центров, они обречены на отставание в развитии, на второсортную жизнь с младенчества.

Качество жизни стариков, многочисленной и растущей части населения города, а также инвалидов может быть значительно улучшено за счет электронизации квартир. Подключение их жилищ к поликлинике, к рабочему месту социального работника и/или к общественному домовому центру позволит резко повысить эффективность предоставляемой им помощи. Обеспечение этих групп населения бесплатной информацией и доступом к средствам коммуникации позволит им лучше сохранять свое здоровье и полноценно участвовать в общественной жизни.

Для определения наиболее действенных путей электронной помощи необходимо проведение социальных экспериментов.

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!