Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

Концепция движения Москвы в информационное общество

4. Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению движения Москвы в информационное общество

4.2. Создание условий для устойчивого развития экономики города в информационном обществе

Есть несколько направлений экономической политики, которые могут обеспечить устойчивое развитие города в условиях развития глобального информационного общества:

  • выдвижение на первый план бизнеса, основанного на возобновляемых ресурсах (информации и знании);
  • создание эффективной региональной инновационной системы;
  • стимулирование информационной индустрии (производство информационных технологий, контент-индустрия и телекоммуникации) как наиболее рентабельной и быстрорастущей в мире сферы экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях;
  • адекватное позицирование Москвы в рамках экономики глобального информационного общества с точки зрения ее роли в мировой сети городов и поддержки специфических для Москвы и конкурентноспособных на мировых рынках направлений экономической деятельности.

Следует также иметь в виду, что в информационном обществе возрастает экономическое значение информационной деятельности, к которой можно отнести также научную, культурную, управленческую, туристскую и другие виды деятельности. Экономический эффект информационной деятельности может иметь как прямой, непосредственный, так и опосредованный характер. В первом случае речь идет о продаже информационных товаров и услуг - неовеществленных технологий, программ, баз данных, телекоммуникационных услуг и т.п. Во втором - речь идет о повышении дохода либо за счет использования информации и внедрения ИКТ в деятельность коммерческих предприятий непосредственно не торгующих информационными продуктами, либо за счет того, что наличие информационных ресурсов создает условия для развития других сфер доходной деятельности. Примером последнего может служить деловой и познавательный туризм, когда наличие в городе государственных и научных учреждений, библиотек, музеев, архивов и т.д., не приносящих прямого дохода, привлекает значительное число приезжих, способствующих развитию сферы услуг, розничной торговли, транспорта и т.д. Помимо сказанного нельзя не учитывать тот факт, что информационная деятельность в сфере фундаментальной науки и культуры, непосредственно не связанных с экономической выгодой, формирует имидж города, что косвенно не может не сказываться и на его экономическом положении.

4.2.1. Стимулирование производства и содействие в продвижении на мировой рынок программного обеспечения московских производителей

Россия является одной из редких стран, где представлены практически все основные направления современного программирования. Здесь в настоящее время действует около 1,5 тысяч программистских фирм, большая часть которых ориентирована на внутренний рынок и занята производством программного обеспечения в области финансов, бухгалтерского учета и других направлений делового программного обеспечения (ПО). Большинство фирм (около 800), а также наиболее крупные из них, расположены в Москве.

Ключевой проблемой является выход российского программного обеспечения на мировые рынки. По оценкам Центра интеллектуальных систем "Метод", присутствие российского ПО на мировом рынке составляет всего 150 млн. долларов, что не соответствует потенциалу российских компаний и программистов, которые всегда имели заслуженно высокую репутацию.

Есть два приемлемых варианта выхода российских программистов на мировой рынок:

  1. "Офшорное программирование", когда отдельные программисты или компании остаются в России, но работают по заказам зарубежных компаний, зачастую взаимодействуя с нанимателями через Интернет. Основную прибыль в этом случае получают зарубежные фирмы, оставаясь собственниками разработанных продуктов, однако такой экспорт выгоден и для страны, т.к. доходы частично остаются в ее пределах. В России, по оценкам специалистов, подобной деятельностью занято уже около 1000 коллективов. Лидерами "офшорного программирования в мире являются Индия и Ирландия, которые получают миллиардные доходы от этой деятельности.
  2. Выход на мировой рынок с готовой "коробочной" продукцией отечественных фирм. К настоящему времени это удалось примерно 10 фирмам с пока небольшим объемом продаж. Это самая экономически выгодная для страны и города форма экспорта интеллектуальных продуктов, которая должна получить всемерную поддержку властей.

Препятствием для успешного выхода на мировой рынок с готовым продуктом являются, обычно, отсутствие хорошего интерфейса, тестирования, соответствующего оформления, маркетинговых исследований, рекламы и послепродажной поддержки пользователей, т.е. всех тех "мелочей", которые делают ПО конкурентоспособным товаром.

Рациональной стратегией для Москвы, учитывая необходимость относительно небольших капиталовложений, наличие в Москве большого количества высококлассных специалистов и разработок, а также весьма возможную быструю отдачу, представляется превращение производства ПО в качестве одного из приоритетных направлений экономической и инвестиционной политики московского правительства. В этой связи предлагается разработать и реализовать следующие мероприятия:

  • Создание благоприятных условий для развития индустрии программного обеспечения в г.Москве и формирования венчурного капитала для инновационного инвестирования в производство ПО.
  • Содействие созданию компаний для поиска и размещения среди московских фирм и программистов заказов зарубежных фирм на разработку ПО (развитие "офшорного программирования").
  • Создание инвестиционной компании с городским участием для доработки и продвижения на мировой рынок готовой "коробочной" продукции московских производителей ПО.
  • Проведение мероприятий по борьбе с пиратством и защите авторских прав разработчиков ПО.
  • Перевод всех информационных систем в аппарате управления и учреждениях г. Москвы на лицензионное ПО.
  • Создание системы информационной и юридической поддержи малых предприятий в сфере производства программного обеспечения.

4.2.2. Поддержка производства средств информатизации в г. Москве

Производство средств информатизации (компьютеры и периферия, телекоммуникационное оборудование, средства связи и т.д.) обеспечивает техническую базу развития информационного общества и является самой динамично развивающейся в мире отраслью наукоемкого производства, причем как с точки зрения быстроты нововведений, так и с точки зрения роста объемов продаж.

В разделении огромного мирового рынка средств информатизации отечественные производители практически не участвуют. Это относится как к производителям готовой продукции, так и производству комплектующих и элементной базы. После начала реформ и либерализации внешней торговли российская промышленность в большинстве своем оказалась неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке.

Известное исключение составляет производство компьютеров - большинство продаваемых в последние годы в России ПК было отечественной сборки, но речь идет об "отверточной" сборке из импортных комплектующих. Российский рынок персональных компьютеров (ПК) сос- тавляет около 1% мирового, в 1999г. объем продаж превысил 800 тыс. штук или более 800 млн. долларов (в лучшие докризисные времена он достигал 1,5 млн. штук в год).

Конкурентоспособного производства комплектующих, и, прежде всего, микросхем, в России практически нет: большая часть производственных мощностей микроэлектроники с технологической точки зрения сегодня не соответствует современным требованиям, нет современных заводов по производству микросхем на основе субмикронных технологий (0,35-0,25 мкм). Если брать весь спектр производства средств информатизации, то направлением, где у российских производителей достаточно устойчивое положение и конкурентоспособная продукция можно считать, например, производство оборудования для радиорелейной связи.

Положение в сфере производства средств информатизации - это важнейшая проблема для государства и всего общества. Возрождение отечественной электронной промышленности на новой технологической основе необходимо не только с точки зрения экономического развития страны на перспективу, но и с точки зрения национальной безопасности. Это проблема и Правительства Москвы - частью мегаполиса является Зеленоград, возникший как город-спутник электронной науки и промышленности. Московские власти более двух лет назад включились в решение этих проблем. Была создана территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (особая зона) с целью сохранения и развития центра электронной промышленности в городе Москве и стимулирования инновационных и инвестиционных процессов в этой отрасли.

Эту работу необходимо активизировать, обращая внимание на следующие направления:

  1. Инвестиции в разработки и производство готовой продукции и элементной базы. Это весьма сложное направление действий с точки зрения использования инструментов для увеличения инвестиций и выбора объектов инвестирования. Здесь должна быть проведе серьезная аналитическая программная работа с учетом прогнозов технологического развития и состояния отечественного рынка, налажена система квалифицированной экспертизы принимаемых решений.
  2. Поддержка московских школ разработчиков перспективных направлений электроники. Уровень отечественных исследований и разработок во многих "горячих" направлениях этой области (например, в разработке архитектуры процессоров) не уступает мировому. Проблемой является коммерциализация разработок и выход на мировой рынок. Пока здесь ситуация похожа на ситуацию в программировании: преобладает либо переход специалистов в зарубежные фирмы, либо работа российских коллективов по контракту на зарубежных производителей. В обоих случаях интеллектуальная собственность переходит к иностранным компаниям со всеми вытекающими последствиями. Наиболее перспективный и экономически выгодный путь для города (если не считать налаживания конкурентоспособного производства на основе этих разработок) - выход на мировые рынки интеллектуальной собственности с "ноу-хау" и разработками, защищенными патентами. Успешные прецеденты уже есть. Задача, в решении которой может быть велика роль московского правительства, состоит в том, чтобы сделать такие прецеденты устойчивой тенденцией. Для этого необходимо разработать систему мер, включающую следующие направления действий:
    • разработка системы критериев и механизмов отбора коллективов и направлений НИОКР для поддержки московским правительством;
    • содействие в приобретении разработчиками современных средств разработки (САПР, мощные рабочие станции);
    • помощь в патентной защите разработок за рубежом;
    • оказание юридической помощи;
    • налаживание адекватного информационного обеспечения исследований и разработок, прежде всего, выделения финансирования хотя бы одной общедоступной научной библиотеке Москвы для приобретения полного комплекта основных зарубежных журналов, справочников и монографий.
  3. Стимулирование использования отечественных средств информатизации, связи и промышленной автоматизации на транспорте, в строительной индустрии города, в проектах информатизации нового жилья, торгово-бытовых и офисных зданиях.
  4. Подготовка специалистов. Требуется разработка системы мер по поддержанию на мировом уровне подготовки кадров в области ин- формационных технологий и электроники.

4.2.3. Развитие рынка телекоммуникаций

В настоящее время отрасль связи и информатизации остается одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся базовых отраслей экономики, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. По прогнозам специалистов, развитие телекоммуникаций будет еще не менее 20 лет определять перспективы мирового научно-технического прогресса.

Телекоммуникации являются также одной из наиболее динамичных и быстрорастущих базовых отраслей экономики России и Москвы, имеющей большие возможности для дальнейшего долговременного роста. Если к началу реформ в СССР и России отставание отрасли от передовых стран (по комплексной оценке) составляло 25-30 лет, то к настоящему времени по существу создана ее новая архитектура. Отрасль постоянно наращивала свое участие в развитии национальной экономики. Доля телекоммуникаций в ВВП страны за десятилетие возросла в 5-6 раз и к 1999 г. достигла соответственно 2,1 - 2,7% валового внутреннего продукта страны.

Москва, безусловно, является лидирующим российским регионом в области информатизации и развития телекоммуникаций. По состоянию на конец 2000 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области.

Экономическая и технологическая ситуация сильно различается в различных сегментах московского рынка телекоммуникаций.

Обычная телефония

В развитых странах мира уровень телефонизации достигает 60 (иногда до 90) абонентских линий на 100 человек. В России к концу 1999 г. телефонная плотность на 100 жителей (с учетом альтернативных операторов) увеличилась до 21,4 %. Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей - около 50, что, тем не менее, несколько ниже уровня развитых стран.

В этом секторе рынка велика степень монополизации. Телефонная сеть общего пользования в Москве монополизирована, фактически, одним оператором - ОАО "Московская городская телефонная сеть" (более 4 млн. линий). Сравнительно большие емкости имеют частные компании: МТУ-Информ (270 тыс. линий на май 2000 г.), Комстар (до 200 тыс. линий), Комбеллга, Совинтел, Глобал Один и ряд других, но они работают, в основном с корпоративными клиентами. В предоставлении услуг дальней связи монополистом является "Ростелеком", правда, недавно о выходе на телекоммуникационный рынок и о развитии собственных магистральных сетей объявили МПС ("Транстелеком"), РАО ЕЭС ("Энифком") и Газпром ("Газком").

В Москве спрос на услуги телефонной связи не уменьшается, очередь на установку телефона МГТС растет. Темпы развития телефонной сети МГТС недостаточны, объясняется это рядом причин, главной из которых является нехватка средств и сдерживание роста тарифов, которые в настоящее время ниже себестоимости эксплуатации.

Сотовая связь

По сведениям Международного союза электросвязи в настоящее время в мире услугами сотовой связи пользуются 426 млн. человек, в 2005 г. количество абонентов увеличится до 940 млн., а в 2010 г. превысит 1,7 млрд. человек.

На конец 2000 года в России насчитывалось около 2 млн. абонентов сотовой связи, подобные сети действовали в 79 регионах РФ. В августе 2000 г. доли стандартов сотовой связи на рынке распределились следующим образом: GSM - 64,2 %, AMPS - 22,9 %, NMT- 10,5%, CDMA - 2,4 %. По прогнозу Минсвязи, в 2010 г. количество абонентов сотовой связи в России прогнозируется на уровне 15 млн., а коэффициент проникновения - 9,3%. К настоящему времени концентрация абонентов в Московском регионе и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляет 73% от общего объема абонентов сотовой связи России, коэффициент проникновения превысил 3 %. В то же время на остальной части страны коэффициент проникновения составляет не более 0,3 %. Существует устойчивая тенденция расширения регионального рынка сотовой связи.

Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС и Вымпелком), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуникации). Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет свыше 1 млн. человек, Вымпелкома - 700 тыс., Московская сотовая связь насчитывает около 99 тыс. абонентов.

По оценкам экспертов, потенциальный рынок с отовой связи в столице близок к насыщению, поскольку общее число абонентов сотовой связи в Москве уже практически равно потенциально возможному. В условиях обострившейся конкуренции крупнейшие операторы для сохранения существующей клиентской базы и привлечения новых абонентов стремятся не только проводить гибкую тарифную политику, но также развивать новые услуги и внедрять новые технологи. Две ведущие компании московского рынка сотовой связи - МТС и Вымпелком - в настоящее время предлагают своим абонентам беспроводный доступ в Интернет (WAP-доступ) и приступили к строительству опытных зон сетей GPRS.

Сети передачи данных

Аналитики телекоммуникационного рынка предсказывают дальнейший быстрый рост всемирной компьютерной сети Интернет, ее российского сегмента, а также увеличение в Интернете объемов электронной торговли и рекламы. Количество пользователей Интернета в мире достигло к концу 2000г. 400 млн. человек, увеличившись по сравнению с 1999г. на 80%. Из них число российских пользователей в настоящее время составляет 2,2 млн. человек. Этот показатель вырастет к 2003г. до 15 млн. человек и более и составит 10,5% населения. В Японии аналогичный показатель составляет в настоящее время 12%, в США - около 45%, в Стокгольме уже более 60% населения пользуется Интернетом. По прогнозам американского Совета по развитию Интернета, через 5 лет в мире будет насчитываться 1 млрд. пользователей Сети.

В 1999 г. жители России потратили на доступ в Интернет примерно 229 млн. USD, что соответствует показателю 0,13 USD на каждого жителя страны. Низкий доход на душу населения, малое количество кредитных карт, слабая и весьма раздробленная инфраструктура информатики и связи, скромные возможности логистики тормозят процесс массового продвижения Интернета в России. В 1999 г. общий объем рынка передачи данных в Москве оценивался в 76,7 млн.USD, в 2001 г. он возрастет до 101,3 млн. USD., а в 2002 г. - до 121 млн. USD.

Возможности роста в Москве здесь велики - по данным телефонного опроса москвичей старше 16 лет, проведенного Gallup Media в конце 1998 г, 22,5% из них уже имели дома компьютер и потенциально могли быть пользователями Интернета. Это заметно превосходит общероссийские показатели (по данным ВЦИОМ в августе 1999 г. только 3,4% россиян имели дома компьютер).

Политика Москвы

В большинстве высокоиндустриальных стран телекоммуникации включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование "информационной экономики". Связь становится крупнейшим в мире бизнесом. По имеющимся прогнозам, данная тенденция сохранится и в будущем. В частности, прогнозируется, что доля информационно-телекоммуникационного сектора в валовом внутреннем продукте США, Германии и Японии увеличится к 2015 году до 5 - 5,3% (в 1998 г. она составляла 2,4 - 2,9%).

В этой связи основную цель дальнейшего развития городских телекоммуникаций следует рассматривать как средство повышения уровня благосостояния городского населения и перевода его на качественно новый уровень жизни, достигнутый в крупнейших городах высокоразвитых стран мира.

Систему мероприятий городских властей по дальнейшему развитию столичных телекоммуникаций следует формировать, учитывая роль данного сегмента рынка в городской экономике, опыт государственного регулирования телекоммуникационного рынка, а также предпринимаемые федеральным правительством шаги по интеграции страны в мировую экономику и вступлению во Всемирную торговую организацию.

Как показывает опыт мирового экономического развития, в хозяйственном механизме функционирования телекоммуникаций государственная регламентация играет решающую роль. Учитывая огромную важность информационно-телекоммуникационной среды в социальном, экономическом, военном, политическом отношениях, государство защищает и жестко регулирует его развитие. Во всех странах развитой рыночной экономики до 80-х эволюция отрасли связи осуществлялась в рамках государственной (в США - частной) регулируемой монополии. Конкуренции внутри комплекса почти не было. Общая тенденция к устранению монополии в области услуг связи начала складываться в середине 80-х годов. Основные принципы регулирования телекоммуникаций в переходный период от монопольного режима к конкуренции были сформулированы в 1997 г. Совещательной группой Всемирной торговой организации (ВТО). Тем не менее крупнейшие национальные компании достаточно успешно удерживают свои рынки, гибко приспосабливаясь к новому регламенту. Можно считать, что действующий в настоящее время в сфере телекоммуникаций механизм государственного регулирования сочетает стимулирование конкуренции с жестким государственным контролем за важнейшими показателями деятельности предприятий связи. При этом меняются не столько степень государственного надзора, сколько формы регулирования отрасли. Государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия. Следует ожидать дальнейшего ослабления прямого государственного воздействия на сферу связи и перехода к системе, где будут доминировать элементы конкурентно- рыночного регулирования.

В этой связи, для удовлетворения потребностей органов городского управления, хозяйствующих субъектов и населения г. Москвы в информации и современных услугах связи, обеспечения стимулирующих условий для развития городских телекоммуникаций и обеспечения их конкурентного преимущества на рынке следует предусмотреть следующий комплекс мероприятий.

  1. Учитывая высокую зависимость отрасли "связь" от технико-технологического уровня основных компонентов информационно-индустриального комплекса экономики для преодоления технико-технологического отставания Москвы от уровня ведущих стран разработать гоодскую программу поддержки и финансирования развития информационных технологий, определяющих стратегические направления научно-технического прогресса.
  2. Предусмотреть возможности и разработать механизмы обеспечения государственной поддержки развития технологий телекоммуникаций со стороны городских властей за счет:
    • совершенствования налоговой и амортизационной политики, форм организации управления информационно-телекоммуникационными сетями;
    • оплаты до 50% стоимости займов, идущих на разработку и освоение техники связи, до момента ее коммерческой реализации;
    • краткосрочного (3 - 5 лет) государственного субсидирования фирм, ведущих стратегические исследования в области новейших информационно-телекоммуникационных технологий (до 50% стоимости проекта).
  3. Исключить возрождение монополизма в развитии городских телекоммуникаций и создание условий для свободной конкуренции при сохранении государственного контроля за данным сегментом рынка.
  4. Поддерживать инвестиционную привлекательности телекоммуникационного бизнеса Москвы (если понадобится, то и налоговыми льготами);
  5. Создать условий для гарантированного доступа к базовым услугам телекоммуникаций (обычная телефония, как перспективная цель - доступ к услугам Интернета) социально незащищенных слоев населения;
  6. Создать условия и разработать необходимые нормативные документы, обязывающие застройщиков при возведении новых жилых и офисных знаний комплектовать их современной кабельной инфраструктурой.

4.2.4. Поддержка контент-индустрии и СМИ

Москва - всемирно признанный центр науки, культуры, образования, СМИ, генератор информационных ресурсов мирового значения, однако неразвитость контент-индустрии не позволяет наладить экспорт самого выгодного товара - информации и сдерживает развитие собственной экономики, науки и образования. Неэффективно используются культурные ресурсы Москвы, многие кратко живущие явления (спектакли, концерты, выставки, фестивали) не документируются и не сохраняются для тиражирования и для потомков (иначе как в рецензиях). Москва крупнейший туристический центр, однако, познавательный туризм, нацеленный на потребление информации, недостаточно развит. Совершенно не используются возможности и преимущества московского образования и науки по производству образовательного и научного содержания, особенно для экспорта (московские педагогические и научные школы до сих пор занимают имеют высокий авторитет).

Москва до настоящего времени занимала и занимает лидирующие положение в сфере производства и распространения массовой информации. Это, прежде всего, относится к электронным СМИ - телевидению и радио. В Москве действуют полтора десятка телеканалов, около 20 радиостанций, причем в их число входят все крупнейшие национальные медиа-компании. Медиа-бизнес - крупный и динамичный сегмент экономики. Оборот только телевизионного бизнеса России оценивался некоторыми экспертами в 1998 г. в 350 млн. долларов. Вложения в радио- бизнес до 17 августа 1998 г. окупались в течение полугода. Кризис 1998 г. нанес сильнейший удар по электронной медиа-индустрии России: резко сократился приток рекламы - основного источника доходов. До настоящего времени большинство телеканалов являются практически убыточными - доход от рекламы не покрывает расходов на производство и вещание. По прогнозам экспертов, телевизионный бум начнется вновь только в 2001 г.

Вторым по значимости средством массовой информации являются газеты. В Москве в 1997 г. издавалось 564 газеты (10% от общероссийского их количества, что давало при этом 47% общего тиража российских газет). Около половины издаваемых в Москве газет (271) являются общероссийскими, им принадлежит 61% общего тиража московских газет.

В последние годы наблюдается динамика в сторону снижения центральных функций Москвы в сфере СМИ. Тенденция к регионализации и некоторое переключение внимания на информацию местного значения в принципе вполне закономерны, т.к. ориентация в основном на центральную прессу связана с традициями советского периода и с такими преходящими факторами как чрезмерная политизация общества и излишняя централизация государственного управления. В настоящее время мы движемся к ситуации, когда значимость газеты и ее всероссийский статус будут определяться отнюдь не расположением в столице или регистрацией в федеральных органах власти, а такими факторами как авторитетность и достоверность информации, уникальность, профессионализм сотрудников и т.д. В этом плане Москва пока имеет неоспоримые преимущества.

В определении политики Москвы по отношении к СМИ необходимо исходить из того, что базирование в городе основных всероссийских средств массовой информации (прежде всего, телевидения) очень выгодно Москве. Это обеспечивает ей выполнение функций идеологической и политической метрополии, формирует важный сектор экономики города, создает рабочие места для высококвалифицированных кадров.

Наиболее перспективные и быстроразвивающиеся формы представления и распространения информации - CD-ROM издания и Интернет. С финансовой точки зрения объем этой деятельности пока не очень значителен, но ситуация быстро меняется. В российском фрагменте Интернета в начале 1999 г. по оценкам РОЦИТ существовало 26 тысяч независимых информационных ресурсов, число которых быстро растет. Объем продаж информации, представленной в Интернете, оценивается в 5 млн. долларов в 1998 г. В последнее время можно фиксировать тенденцию к переходу от платного к открытому распространению ресурсов, особенно это касается электронных версий СМИ и другой информацией для индивидуальных пользователей. Этот процесс связан с двумя обстоятельствами: трудности с налаживаем в России платежных систем с использованием кредитных карточек (это общая проблема для электронной торговли) и развитие баннерной рекламы, когда расходы на поддержание ресурса хотя бы частично покрываются за счет рекламных поступлений (объем рекламы в российском Интернете оценивался в 500 тыс. долларов в 1998 г.). Контент-индустрия в российском Интернете пока не является высокодоходным делом. Но ситуация начинает меняться, предвестником грядущего бума является возросшая в 1999 г. инвестиционная активность в этой сфере (особенно зарубежных инвесторов).

Развитие контент-индустрии и, в частности, русскоязычного сектора Интернета, имеет не только экономическое значение, но является важным фактором сохранения и развития национальной идентичности в условиях глобального информационного общества. В связи с этим необходимо:

  • рассматривать контент-индустрию как важный объект городской политики, направленной на создание адекватной нормативной базы и поддержку московских производителей;
  • содействовать развитию и широкому распространению в Москве и России безопасных платежных систем для электронной торговли информацией;
  • создать благоприятные условия для дальнейшего развития системы московских электронных издательств;
  • разработать и реализовать систему мер для стимулирования экспорта информационных ресурсов московских производителей;
  • рассмотреть вопрос о налоговых льготах для электронной торговли (как минимум отмена налога с продаж);
  • ежегодно формировать государственный заказ московским производителям на социально-значимый контент на электронных носителях;
  • проводить мероприятия по борьбе с пиратством и защите авторских прав производителей и владельцев информационных ресурсов.

4.2.5. Обеспечение конкурентоспособности Москвы как места базирования финансовых структур, штаб-квартир транснациональных корпораций и международных организаций

Глобализация мирохозяйственных связей и принципиальная неоднородность мирового экономического пространства, частью которого является сегодня Москва, не могут не учитываться при рассмотрении перспектив развития города и стратегическом планировании. Вопрос, стоящий перед Россией, какое место она хочет занять в международном разделении труда - сырьевой державы или страны с высокотехнологичным производством (пока, де-факто, решаемый в пользу первого варианта), несколько в иной плоскости стоит и перед Москвой.

С точки зрения экономической географии к концу XX столетия образовалась пространственная структура, мировой каркас городов, в котором выделяются три иерархические слоя. Высший слой представлен сетью мировых и международных полифункциональных городов, которые является местом базирования транснациональных корпораций, финансовых институтов, бирж, международных организаций, деятельность которых (или влияние) простирается далеко за национальные границы. При этом выделяется особая роль трех мировых городов - мировых финансовых центров (Нью-Йорка, Лондона, Токио). Второй уровень - специализированные города общенационального значения, интегрированные в соответствующие сети национального масштаба. На этом уровне выделяются международные города, через которые национальные подсистемы городов включены в мировую сеть. На третьем уровне располагаются специализированные города, играющие ведущую роль в субнациональных регионах (областях). Причем, по целому ряду причин, чем выше статус города в мировой иерархии, тем большие дивиденды он от этого получает.

Благодаря своему столичному статусу Москва занимает особое место в экономическом и информационном пространстве России. Здесь принимаются принципиальные решения, определяющие ситуацию не только в стране, но и на международном уровне, именно здесь сосредоточены информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие информационно-аналитический базис государственного управления.

Вполне оправданной является постановка вопроса, насколько выполнение столичных функций экономически выгодно или не выгодно Москве. Тут возможны два направления анализа. Первое - это прямой расчет расходов и доходов Москвы, связанных с содержанием правительственных учреждений федерального уровня. Этот расчет проводится каждый год для определения размеров федеральных субвенций на выполнение Москвой столичных функций, и он не в пользу Москвы - при 300 млн. рублей подоходного налога, получаемого от федеральных служащих, дотации Москвы на поддержание соответствующей социальной инфраструктуры составляют 2,5 млрд. рублей. Но каким бы ни был этот расчет, нельзя отрицать, что столичные функции Москвы имеют большое количество положительных экономических эффектов, особенно проявившихся с развитием экономических реформ.

Статус Москвы помогает привлекать большое количество иностранных инвестиций (в 1997 г. около 70% от общего числа инвестиций по стране), обуславливает расположение в Москве крупнейших банков (до августовского кризиса здесь базировалось 2/5 коммерческих банков России), офисов национальных и транснациональных корпораций, бирж (1/2 биржевого оборота страны), оптовых торговых фирм (1/3 оптовой торговли), страховых компаний (1/3 от их общего числа) и т.д., что делает Москву центром экономической деятельности и принятия решений отнюдь не только в сфере государственного управления. Все это, несомненно, обеспечивает и значительный доход в бюджет Москвы, создает рабочие места для высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Выступая в качестве центра административной и экономической деятельности, Москва привлекает огромное количество приезжих, что делает ее, в свою очередь, центром делового туризма и создает возможности для дополнительных доходов и занятости в сфере обслуживания и розничной торговли.

Важно подчеркнуть, что все перечисленное - это, во многом, мультипликативные последствия выполнения Москвой административных функций, которые в основе своей являются информационными.

Аналогичные рассуждения, справедливы и по отношению к междуродным городам как центрам принятия экономических, финансовых и политических решений международного и мирового масштаба. Базирование управляющих структур национального и международного бизнеса приносит как прямой доход в бюджет города (за счет налоговых поступлений), так и опосредованные экономические выгоды. В городе развивается сфера услуг, причем наиболее активно - высокодоходные услуги для бизнеса (финансовый, экономический, юридический и налоговый консалтинг; факторинг, ведение счетов, и внешний аудит; подбор и обучение персонала, исследование рынков, разработка рекламы и т.п.). Формируется рынок услуг элитарного потребления - магазинов, ресторанов, гостиниц, активно развивается деловой туризм. Причем для таких городов характерно развитие "комплексов корпоративной активности", когда наличие в городе ведущих финансовых и биржевых структур стимулирует размещение штаб-квартир ТНК и наоборот.

Москва имеет предпосылки для того, чтобы стать международным городом - она является крупным международным транспортным узлом, одним из центров исторически сложившихся (и не до конца утерянных) связей в рамках СНГ, Восточной Европы и, на глобальном уровне, местом базирования штаб-квартир ряда транснациональных компаний отечественного происхождения (например, "Газпром" и "Лукойл"), региональных представительств многих международных компаний и т.д. Отметим, что в 1960-е годы Москва попала в один из списков "мировых городов", составляемых специалистами по экономической географии (всего в такие списки попадало около десятка городов мира). Поэтому вступление в клуб международных "информационных городов" должно стать важной стратегической целью московских властей.

Следует иметь в виду, что если особое положение Москвы в рамках России есть исторически сложившаяся данность (хотя, отметим, и не гарантированная навсегда - в перспективе тут возможна конкуренция), то для становления в качестве международного города Москва должна выдержать жесткую борьбу с другими городами, конкурирующими как территории для размещения международного бизнеса и управления. Стартовые позиции Москвы здесь не очень хороши. Согласно последнему рейтингу консалтинговой фирмы Healey & Baker's как место для ведения дел Москва пока занимает последнее место из 30 городов Европы, попавших в рейтинг (характерно, что ее включают в такие рейтинги). Рейтинг строился на основе опроса 502 европейских бизнесменов, и города оценивались по таким критериям, как доступ к рынкам, качество телекоммуникаций, качество и оснащенность офисов, их цена, транспортные связи, налоговая политика и финансовые стимулы, наличие рынка высококвалифицированной рабочей силы, экология и т.д.

В этой связи, необходимо разработать и реализовать специальную программу, существенной частью которой должны стать:

  • система мер по созданию в Москве привлекательных условий для базирования штаб-квартир и офисов международных фирм и организаций (согласно опросам бизнесменов, одним из приоритетных направлений должно стать развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города);
  • рекламирование Москвы как места для международного бизнеса и туризма и мероприятия по формирование ее соответствующего имиджа.

4.2.6. Создание условий для развития Москвы как центра инноваций и науки

Многие исследователи определяют информационное общество как общество, основанное на знании. Очевидно, что наука играет огромную роль в жизни современного общества. Экономический рост и создание рабочих мест все в большей степени зависят от инновационной активности, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок.

Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших мировых научных центров. В Москве сосредоточены ведущие научные учреждения и вузы страны. Вот только некоторые показатели, характеризующие Москву как научный центр:

  • доля Москвы в числе занятых в России научными исследованиями и разработками последние годы растет и достигла в 1998 г. 37%;
  • в Москве сосредоточено более 50% исследователей высшей квалификации - докторов наук;
  • научные связи российских ученых с зарубежными коллегами более чем на 50% концентрируются в Москве;
  • наука Москвы отличается сравнительно высокой эффективностью: при 30,7% общероссийских затрат, она обеспечивает около 50% престижных публикаций в ведущих научных журналах мира.

Тем не менее, характеризуя потенциал Москвы как "информационного города" и перспективы ее экономического развития, нельзя не обратить внимание на бедственное положение науки - основного источника инноваций в современном обществе. Бюджетного финансирования хватает только на коммунальные платежи и крайне низкую зарплату сотрудников научно-исследовательских учреждений, экспериментальная база науки практически не обновляется. В результате происходит, с одной стороны, массовая "утечка умов" как за пределы страны, так и в другие сферы деятельности, а, с другой стороны, явная перегрузка исследователей добыванием дополнительных доходов. В этих условиях становится реальной угроза деградации значительной части научного потенциала Москвы.

Большая часть научных учреждений Москвы управляется и финансируется федеральными органами, однако в свете перспектив вхождения Москвы в информационное общество город заинтересован не только в развитии областей науки, непосредственно удовлетворяющих нужды городского хозяйства, но и в более широкой поддержке перспективных направлений фундаментальной и прикладной науки на своей территории. Это формирует положительный международный образ Москвы, интенсифицирует деловой (научный) туризм, активизирует деятельность иностранных научных фондов на территории столицы. Помимо этого, непосредственную выгоду Москве может приносить коммерческое использование научных достижений, что является важнейшим условием устойчивого экономического развития. В этой связи важно отметить, что расходы Москвы на науку, составившие в 1998 г. всего 268 млн. рублей, т.е. менее 0,5% от расходной части ее бюджета, представляются неоправданно низкими.

Во времена СССР Москва была центром весьма специфической национальной инновационной системы, которая формировалась в условиях тотальной государственной собственности и централизованного управления экономикой. Прикладная наука и сами инновационные процессы были вписаны в отраслевую систему организации и управления производства. В Москве размещались не только все союзные министерства и ведомства, но и их центральные проектные и научно-исследовательские организации, базовые и экспериментальные производства, которые составляли основу инновационной системы отрасли. На московских предприятиях осваивались новые производства с последующим их тиражированием в других регионах.

Ликвидация союзных министерств, приватизация и острый экономический кризис разрушили эту систему. Инновационный процесс, налаженный в рамках ведомственной системы, был сломан, в результате чего исчезла организационная структура, административно связывающая производство и науку и обеспечивающая внедрение разработок, рыночные же инновационные механизмы полноценно пока не заработали. Значительно сократился платежеспособный спрос на результаты НИОКР. Финансирование многих отраслевых НИИ и КБ просто прекратилось. Москву эти процессы затронули наиболее сильно. Темпы падения промышленного производства здесь опережали общероссийские. Резко снизилась и общая инновационная продуктивность Москвы. По данным Госкомстата, если в 1992 г. в Москве создавалось 14,7% образцов новых машин, оборудования, приборов и средств автоматизации, то в 1997 г. эта доля упала до 3,5% от общероссийских показателей.

Не требует доказательств то, что для Москвы жизненно важно не просто сохранить свой инновационный потенциал, но реконструировать его таким образом, чтобы Москва стала центром инноваций и в рамках формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной системы. Для этого должна быть разработана и реализована специальная программа, нацеленная на формирование в Москве функционально полной и эффективно действующей институциональной инфраструктуры рыночного инновационного процесса, включающая следующие направления действий:

  1. Содействие формированию венчурных инновационных фирм и банков, нацеленных на финансирование малых предприятий в высокотехнологичных областях. По целому ряду причин инновационное развитие современной экономики происходит в основном за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Венчурный капитал осуществляет финансирование таких фирм и играет важную экономическую роль, несмотря на относительно небольшие размеры по сравнению с другими сегментами финансового рынка. Программа поддержки московским правительством венчурного капитала должна содержать комплекс мер, включающий:
    • учреждение финансовых компаний (фондов), нацеленных исключительно на финансировании малых предприятий в сфере технологий;
    • прямое финансирование фондов венчурного капитала или самих малых предприятий в форме государственных инвестиций или займов;
    • создание условий и стимулов для инвестирования в венчурные фонды и малые инновационные фирмы (налоговые льготы, гарантии под кредиты, арендные льготы и т.п.);
    • устранение бюрократических препон при создании новых фирм;
    • организация подготовки предпринимателей и менеджеров для инновационных и венчурных фирм;
    • разработка соответствующей нормативной базы.
  2. Создание условий для стимулирования НИОКР на наукоемких предприятиях города вне зависимости от формы собственности. Как показывают исследования, инновации в промышленном секторе осуществляются главным образом за счет внутренних разработок. Характерный для доставшейся России от СССР инновационной системы организационный отрыв науки от производства создавал проблемы с внедрением разработок и осознавался как проблема еще до перестройки. Решение этой проблемы остается актуальной и до сих пор. В этой связи необходимо:
    • содействовать объединению в различных формах научных организаций и наукоемких производственных предприятий на территории Москвы;
    • оказывать прямую и косвенную поддержку исследованиям на перспективных наукоемких предприятиях города вне зависимости от формы собственности.
  3. 3. Координация и взаимодействие с Миннауки РФ и другими федеральными органами, отвечающими за инновационную сферу, участие в разработке и реализации концепции инновационной политики РФ и, в частности, в создании федеральных центров науки и высоких технологий и в реализации межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической области.

4.2.7. Создание условий для превращения Москвы в центр туризма и туристской деятельности

К настоящему времени Москва уже занимает лидирующее положение в системе туристской индустрии страны. Это связано с тем, что столица России к моменту формирования рыночных отношений уже являлась административным, транспортным, культурным и экономическим центром, и, в том числе, центром производства и распространения информации. Москве и России в целом, без сомнения, выгодны дальнейшие шаги по развитию всех видов туризма.

В глобальном масштабе туризм является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. По данным всемирной туристской организации (ВТО), к 2000 г. международный туризм охватит 935 млн. людей, удвоив показатели 1992 г. За последние 20 лет число прибытий туристов в мире росло ежегодно в среднем на 5,1%, а валютные поступления - на 14%. Таким образом, глобальная индустрия туризма устойчиво держит одно из ведущих мест мировой экономики, перераспределяются только направления туристских потоков - в зависимости от конкретных ситуаций в странах и регионах.

По опубликованным прогнозам ВТО, Россия имеет реальные шансы уже в ближайшие 20 лет войти в десятку самых посещаемых стран мира. Но пока на рынке туристских услуг позиции России достаточно слабы. Например, в 1997 г. Россию посетило чуть меньше 17,5 млн. иностранных граждан (что, тем не менее, на 7,7% больше, чем в 1996 г.), в то время как США приняли около 50 млн. туристов. Количество россиян, выехавших за рубеж в том же году, составило около 11,2 млн. человек. Таким образом, количество въехавших в Россию туристов значительно превышает количество выехавших, что само по себе является положительным моментом. Расходы российских туристов за рубежом составили 8,3 млрд. долларов, а общие доходы России от въездного туризма - 6,5 млрд. В сравнении, например, с Нью-Йорком, получающим ежегодно доход от туризма более 36 млрд. долларов, эти показатели выглядят неоправданно низкими.

Московское правительство в настоящее время осознает важность этой отрасли экономики. В четвертом квартале 1998 г. был создан Комитет по туризму, перед которым поставлена задача по стабилизации и улучшению ситуации, связанной с развитием въездного туризма. В 1999 г. подготовлен специальный закон "О туристской деятельности в Москве". Для того, чтобы все возрастающая часть потоков туристов была направлена в сторону Москвы и России, необходимо сделать дальнейшие конкретные шаги. При этом важно учитывать, что увеличение въездного туризма в Россию положительно отразится и на Москве в силу ее центрального транспортного положения.

Значительную часть международной индустрии туризма (более 40%) составляет деловой и конгрессный туризм. Его преимущество состоит в отсутствии сезонного характера. Развитие Москвы как туристского центра в этом виде туризма теснейшим образом связано с ее развитием как центра науки, культуры, управления и других видов информационной деятельности. Содействие организации в Москве значимых деловых и научных международных конференций и форумов должно стать важным направлением действий городских властей. Для обеспечения такого вида туризма гостиничное хозяйство столицы, несомненно, должно располагать специально оборудованными помещениями и предлагать свои услуги по доступным ценам.

Важнейшим направлением развития туриндустрии является реклама. Необходима финансовая государственная поддержка и формирование специальной программы для рекламы туристских возможностей Москвы. Важна и поддержка рекламных кампаний московских туроператоров. При участии в международных ярмарках и выставках выигрышно смотрелся бы отдельный московский стенд, объединяющий основную информацию.

Туристский бизнес требует больших долговременных инвестиций, которые не может позволить себе ни одна крупнейшая турфирма, тем более в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Такие инвестиции должны поступать в рамках государственных и московских программ. Кроме того, необходимо создавать благоприятный климат для привлечения иностранных инвесторов на определенных условиях. Необходимо также принятие местных законов, создающую льготную систему налогообложения для фирм, занимающимися въездным и внутренним туризмом.

Важнейшим условием увеличения числа поездок в Россию иностранных туристов является упрощение паспортно-визовых, таможенных и других туристских формальностей, связанных с пересечением границы и пребыванием на территории Москвы. Необходимо также выработать систему мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма.

Для грамотной организации туристского бизнеса в Москве, учитывая и транзитные потоки, необходимы не просто исследования в этой области, а постоянный мониторинг всей этой сферы. Финансирование такого мониторинга и детальных исследований и разработок в этой сфере желательно проводить в рамках целевых московских программ. Необходимо также привлекать ресурсы федерального уровня, т.к. повышение туристского рейтинга Москвы на международной арене повысит и соответствующий рейтинг России в целом.

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!