Institute of the Information Society - Russia
Вступайте в информационное общество!

Об Институте
Наблюдательный совет
Совет директоров
Ученый совет
Дирекции
Журнал "ИО"
Проекты
Мероприятия
Услуги
Заказчики
Контакты
Карта сайта


English Pages

Участие

ГПЗ
Глобальное партнерство во имя Знания
 
ПРИОР
Партнерство для развития информационного общества в России
 
Инфоград Москва
Проект
Инфоград Москва
 
РИА
Российская инженерная академия
 
РСИО
Российская сеть информационного общества
 
Сеть глобального развития
Сеть глобального развития
 
Сеть технологического развития
Сеть технологического развития
 
СОИ
Союз операторов Интернет
 

Партнеры

Британский Совет в России
Британский Совет в России
 
ИОХ РАН
Институт органической химии им. Н.Г.Зелинского РАН
 
FREEnet
Научно-образовательная сеть FREEnet
 
Центр научных телекоммуникаций и информационных технологий РАН  
ОЭС МГД
Экспертный совет Московской Думы
 

 

3. Предпосылки перехода России и Москвы к информационному обществу

3.1. Россия на пороге информационного общества

В России за последние 7-10 лет процессы информатизации, компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьезные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции страны в мировое информационное сообщество. Главные из них следующие.

Информация становится важным ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырье и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость.

Объем продаж средств вычислительной техники и информатики вместе с программным обеспечением превышает 5 млрд. долл. в год, что составляет примерно 6% ВВП России в 1997г. В стране насчитыва- ется более 400 тысяч оригинальных, постоянно обновляемых баз данных. Быстро растет количество российских сайтов в Интернете. Число домашних компьютеров оценивается примерно в 400 тысяч, что охватывает 3-4% российских семей.

Растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации, растет число корпоративных информационных сетей. Количество российских пользователей Интернета превышает 2 миллиона. В среднем за неделю в Интернет обращаются 430 тысяч человек, что составляет 6,2% взрослого (старше 16 лет) населения страны. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы, успешно осуществляется телефонизация страны, стремительно растет рынок средств мобильной связи. Отставание России от развитых стран в области телекоммуникаций и компьютерных сетей быстро сокращается: сегодня число телефонных линий, приходящихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое меньше, чем на Западе.

В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. В государственных органах на федеральном уровне, а также в некоторых регионах достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями.

Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами - в стране более 1 млн. уникальных архивных фондов и 130 тысяч библиотек, около 1 млн. баз данных общим объемом более 170 терабайт. В целом по объему информационных ресурсов наша страна уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа: если в 1993г. был выпущен всего один отечественный CD-ROM, то в 1994 году - уже 25, в 1995г. - более 100, сегодня - около 1000.

В настоящее время одним из наиболее динамичных секторов российского рынка стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа развития информационного общества только начинает создаваться и может быть качественно сформирована только при условии системного ее завершения и развития на региональном уровне.

В 1998 г. в нашей стране была разработана и одобрена на высоком государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а в 1999 г. - Концепция перехода России к информационному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он дает определенные преимущества - те, кто начал позже, могут уберечь себя от ошибок, допущенных перво- проходцами.

Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.

3.2. Москва в процессе движения к информационному обществу

В Москве сложились относительно хорошие социально-экономичес- кие предпосылки движения к информационному обществу, Москва дальше, чем другие регионы России, продвинулась по этому пути.

Москва имеет наилучшие в России экономические условия для развития информатизации и движения к информационному обществу. С точки зрения инвестиционного потенциала Москва, по оценкам, приведенным журналом "Эксперт", относится к регионам с максимальным потенциалом и минимальным риском, ее доля в общероссийском потенциале в 1999 г. составила 14,8%.

Москва возглавляет список первых регионов страны по бюджетным доходам (120,11 млрд.руб. в 1998г.), по числу действующих совместных и иностранных предприятий (56,4% общего количества в России), по объему прямых иностранных инвестиций (доля в России в 1998 г. - 23,9%), по объему капитальных вложений (доля в России в 1998 г. - 16,7%) и по их динамике (96,7% в 1998г. относительно 1991 г. в со- поставимых ценах). Высокие доходы позволяют вкладывать серьезные бюджетные ресурсы в развитие информатизации (более 70 млн. руб. ежегодно и в несколько раз больше из внебюджетных фондов).

В Москве средний уровень жизни в несколько раз выше общероссийского, что создает предпосылки для привлечения средств населения в развитие информатизации, для широкого использования ИКТ жителями города.

В Москве сформировались развитые рынки ИКТ, на которых представлен практически весь спектр современного информационного оборудования и ПО.

В Москве сложились благоприятные социально-демографические условия для развития информационного общества. Служащие как люди, работающие с информацией и учащаяся молодежь являются резервом и двигателем интеграции в информационное общество. В Москве служащие составляют 29,4% от общей численности занятых в экономике. Общее число студентов вузов, учащихся средних специальных учреждений и общеобразовательных школ составляет 20,25% от общего населения города. Таким образом, более 50% населения столицы потенциально предрасположены к использованию ИКТ.

Население Москвы традиционно отличается высоким уровнем образования: более 50% населения имеют высшее, неполное высшее и среднее специальное образование. Москва - регион с наибольшей в России долей лиц с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения (75%).

Москва имеет развитую телекоммуникационную инфраструктуру. В Москве создана разветвленная волоконно-оптическая кабельная сеть, не уступающая по своим параметрам сетям многих крупных городов развитых стран. Целый ряд телекоммуникационных операторов столицы имеют сеть протяженностью более 1000 километров: КОМКОР (протяженность сети свыше 5000 км), МТУ-Информ (более 1500 км); Макомнет (1500 км); Комстар (около 1000 км) и ряд других. В 2000 г. к каждому восьмому дому Москвы уже был подведен волоконно-оптический кабель.

Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей - около 50, что близко к показателям развитых стран.

Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС и Вымпелком), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуни- кации). Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет свыше 1 млн. человек, Вымпелкома - 700 тыс., Московская сотовая связь насчитывает около 99 тыс. абонентов.

В Москве действуют около 120 компаний-провайдеров Интернет. Только крупнейшие московские провайдеры (МТУ-Информ, Демос, Голден Телеком, Глобал Один, Релком.Деловая сеть) занимают 54 % российского рынка. Количество телефонных номеров в Москве, с которых осуществ- ляется выход в Интернет, составляет по различным оценкам от 200 до 300 тыс.

В Москве действуют операторы всех видов современной связи. По состоянию на конец 2000 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области.

В Москве сосредоточены основные национальные информационные ресурсы. Москва традиционно является крупнейшим библиотечным и информационным центром страны. В ней сосредоточены основные библиотеки, имеющие общероссийское и мировое значение, а также федеральные центры научно-технической информации. Именно в Москве все последние десятилетия оседала и обрабатывалась основная часть поступающей в страну зарубежной литературы, накапливались непубликуемые источники научно-технической информации, в силу чего полноценная научная работа в целом ряде областей возможна была только в Москве или предполагала постоянные поездки в столицу. В последние годы идет активное внедрение новых информационных технологий (электронные каталоги с доступом через Интернет, электронное копирование документов и т.п.) в деятельность крупнейших библиотек Москвы.

В Москве есть предпосылки для развития экономики информационного общества. Во времена СССР Москва была центром национальной инновационной системы. В Москве размещались не только все союзные министерства и ведомства, но и их центральные проектные и научно-исследовательские организации, базовые и экспериментальные производства, которые составляли основу инновационной системы отрасли. На московских предприятиях осваивались новые производства с последующим их тиражированием в других регионах. Вопрос в том, чтобы не просто сохранить этот инновационный потенциал, но реконструировать его таким образом, чтобы Москва стала центром инноваций и в рамках формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной системы.

Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших мировых научных центров. В Москве сосредоточены ведущие научные учреждения и вузы страны, здесь работают 37% российских исследователей и 50% докторов наук.

Москва представляет собой главный узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации, место базирования крупнейших российских операторов связи.

В Москве действуют большинство российских фирм по производству ПО (около 800). В Зеленограде создана "особая экономическая зона" для электронной промышленности, имеющая большой потенциал для производства современного информационного оборудования.

Москва является центром принятия принципиальных решений, определяющих ситуацию не только в стране, но и на региональном и глобальном уровнях. С этим связано и особое положение Москвы в информационном пространстве страны, т.к. именно здесь сосредоточены информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие информационно-аналитический базис государственного управления. Все это, несомненно, уже делает Москву одним из региональных и мировых центров информационной деятельности.

Выступая в качестве центра административной и экономической деятельности, Москва привлекает огромное количество гостей, что делает ее, в свою очередь, центром делового туризма и создает возможности для дополнительных доходов в сфере обслуживания. Важно подчеркнуть, что все перечисленное - это следствие выполнения Москвой функций административного центра страны, которые в основе своей являются информационными.

Информационное общество в России

Программы

Проекты

Документы

Конференции

Международное сотрудничество

Ресурсы Интернета

Вступайте в информационное общество!
(c) Институт развития информационного общества, 1998-2002
Последнее обновление страницы было произведено - 12/03/2001
Valid CSS! Valid HTML 4.01!