[RBDLW98 logo]


  • Организаторы
  • Поддержка
  • Оргкомитет
  • Регистрация
  • Стоимость участия
  • Перевод
  • Пресс-релиз
  • Программа
  • English pages
  • Российско-британский семинар
    "Электронные библиотеки"

    Тезисы


    Электронные библиотеки как важное средство дистанционного обучения

    А.А. Воронов (Компания "Анкей/Обучение")

    Использование в течение последних нескольких лет сетевых технологий в обучении (в России) показало актуальность постановки задачи создания и совместного использования накопленных информационных ресурсов. К настоящему времени известно о реальной работе по созданию и эксплуатации нескольких крупных хранилищ информационных ресурсов (Электронных библиотек - ЭБ). В частности, Автор принимал участие в развертывании технологии наполнения массива данных, называемого теперь "Национальная электронная библиотека" (http://www.nns.ru).

    Поскольку дистанционная форма обучения предъявляет повышенные требования к форме и содержанию учебных материалов, естественно использовать возможности ЭБ как в процессе подготовки электронных учебников (или курсов), так и для организации самостоятельной работы слушателей виртуального университета.

    При таком подходе к использованию учебных материалов придется преодолеть устоявшееся мнение об электронной библиотеке только как о хранилище текстов. Электронная форма хранения данных (как "набор единиц и нулей" :-)) совершенно безразлична к содержанию. О возможностях представления данных на стороне потребителя (видео и аудио) напечатаны километры текста, и вряд ли надо на этом моменте подробно останавливаться. Важно отметить, что качество подготовленного учебника все же в первую очередь зависит от педагогического таланта автора, средства ЭБ – это лишь усилитель.

    Практика подготовки курсов, предназначенных для самостоятельного изучения в условиях дистанционной формы обучения, показывает необходимость свободного (публичного) доступа к информационным ресурсам, по крайней мере, по ряду дисциплин базового цикла.

    Какие средства, естественно входящие в состав инструментов ЭБ, могут быть использованы преподавателем-автором учебников? Конечно, в первую очередь, удобные средства навигации в массивах данных ЭБ (разнообразные каталоги и рубрикаторы, аннотированные карты Кохонена), затем средства поиска, как контекстного, так и смыслового (см. например http://www.neurok.ru).

    Упомянутые средства действительно приносят пользу лишь в том случае, когда для наполнения ЭБ используются достоверные и полные первоисточники.

    Проблема качества первоисточников известна, разными способами эту проблему решают ученые (повторяемость эксперимента) и разведчики-аналитики (множество подтверждений одного и того же факта). Однако, в случае массового публичного использования ресурсов ЭБ, например, в дистанционном образовании, необходимо иметь объективные критерии достоверности содержания и полноты представления. Такие критерии, равно как и публично признанные схемы проверки содержания на полноту и достоверность, предмет для приложения согласованных усилий всего ЭБ сообщества.

    ЭБ, как средство дистанционного обучения (ДО), уже сейчас используется несколькими ведущими учебными центрами (в России). В основном освоены механизмы и технологии погружения данных в ЭБ. Технологии поиска, доставки и обработки данных на стороне потребителя также в основном известны, освоены и совершенствуются. Говоря о ДО, естественно предположить, что в ближайшее время встанет задача объединения (с точки зрения потребителя) отдельных хранилищ в едином информационном пространстве. Поскольку формирование рынка услуг дистанционного обучения неизбежно к этому приведет.