|
Распределенная конференция
"Технологии информационного общества 98 -
Россия"
АДАПТАЦИЯ
ОБЩЕСТВА К НОВЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ:
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ
НЕРАВЕНСТВО
О.Н.Вершинская
Институт социально-экономических
проблем народонаселения РАН
Основные определения
В связи с тем, что существует большая
неоднозначность в определении основных понятий,
введем три ключевых определения, на которых
базируется дальнейшее изложение.
Информационное общество (ИО) - это
общество, в котором обработкой информации занято
больше людей, чем обработкой сырья и материалов.
В сегодняшней постановке развитых стран
существует два основных аспекта построения ИО:
обеспечение физических сетей, по которым будет
идти информация, и содержательное обеспечение -
производство услуг, которые передаются по этим
сетям. С точки зрения социально - экономического развития, с точки
зрения принятия решений важен сам факт передачи,
распространения и использования информации, а не
канал передачи (еще не доказано, что большая
скорость передачи информации является фактором
экономической эффективности). Развитие ИО идет
через процесс информатизации.
Информатизация - это процесс
интенсификации производства и распространения
знаний и информации в обществе на основе
современных информационных и
телекоммуникационных технологий (ИТТ).
Информатизация есть развитие информационного
сектора экономики, формирование индустрии
информационных услуг.
Информационная услуга - это всякая
деятельность по получению и предоставлению
информации в распоряжение пользователя.
Мировой контекст обсуждаемой темы
В России различными проблемами информатики
занимаются не менее 30 лет, однако акцент все эти
годы делался преимущественно на второй корневой
составляющей слова информатика. Тема
воздействия ИТТ на общество, к которой я хочу привлечь Ваше
внимание, для нас относительно новая и
разрабатывается узким кругом исследователей. В
то же время на Западе уже в конце 1970-х - в начале
1980-х годов возникла теория информационного
общества, в основе которой лежала попытка
проанализировать и обобщить
социально-экономические преобразования,
порождаемые повсеместным распространением ИТТ.
Малый интерес к этой проблематике вызван
отчасти объективной причиной - отсталостью
страны в сфере информатизации. Однако существует
и другая причина - в стране существует
непонимание социальных возможностей ИТТ и
глубины социально-экономических перемен,
вызываемых их распространением. В то же время
распространение ИТТ наряду с ростом
народонаселения и проблемами экологии было
отнесено на Встрече руководителей академий наук
мира в октябре 1993 года в Дели к ключевым факторам,
определяющим лицо современного мира.
С начала 1990-х в России начали происходить
быстрые перемены в информационной сфере. Прежде
всего, возник и начал бурно развиваться рынок
персональных компьютеров и другой
информационной и телекоммуникационной техники.
Трудно приводить цифры по сегодняшней России -
страна все еще не вышла из состояния
социально-экономического хаоса. Статистика
подразумевает наличие некоторой стабильности,
хаос же есть состояние неопределенности. И все же
можно привести некоторые цифры.
По данным Европейской Обсерватории
Информационных Технологий, в 1996 году в России
отмечен быстрый рост рынка ИТТ в целом, с 25%
темпами роста рынка PC (в среднем по миру 16%).
Расходы на компьютерную технику выросли в России
с 1995-1997 год на 12%, что превышает все показатели по
миру.
По заявлению российского правительства,
количество денег, циркулирующих в
информационной сфере во второй половине 1997 года,
превысило количество денег, обращаемых в сфере
производства. Отечественное производство
персональных компьютеров за несколько лет
трансформировалось из государственного
производства устаревших компьютеров в быстро
растущее и ориентированное на рынок
производство, основанное в основном на сборке
современных компьютеров из комплектующих. Как
свидетельствуют социологические обследования,
эти компьютеры пользуются большим спросом.
Осенью 1997 года производство персональных
компьютеров выросло на 40% по сравнению с осенью
1996 года. Поражает скорость и размах
распространения Интернет в России: число
пользователей выросло в 10 раз в 1997 году по
сравнению с 1996 годом; число WWW-страниц
выросло с 700 летом 1997 года до 3000 в октябре 1997 года.
Наши исследования показывают, что выделяются
следующие основные тенденции развития ИО в
России:
1) В 1990-е годы в России образовался коммерческий
информационный сектор экономики, структура
которого и занятость в котором не исследованы.
2) Идет процесс информатизации коммерческого
сектора экономики. Информатизация в бизнесе идет
по модернизационной схеме.
3) В России присутствуют основные движущие силы
развития ИО , обозначенные экспертами ЕС:
- реклама и пропаганда привлекательного
современного образа жизни - электронная
переписка, торговля и банковские операции,
резервирование путешествий, домашние задания
школьников и курсовые работы студентов, услуги
Интернет и другие услуги доступны только тем, у
кого есть персональный компьютер;
- изобилие электронных игр - дети, играющие в эти
игры завтра станут проповедовать возможности
ИТТ на работе;
- компьютеризация образования - ее влияние
сегодня не так уж велико, однако завтра под
воздействием конкуренции, возрастания
компьютерной грамотности родителей и требований
самих учащихся, а также под влиянием развития
сетевых услуг она будет увеличивать социальную
роль ИТТ;
- предсказываемое экспертами дальнейшее
снижение цен на различные ИТТ служит движущей
силой развития ИО;
- расширение электронной торговли способствует
внедрению "информационного образа жизни";
- комфорт и удобство в доме, офисе, в машине всегда
были и остаются важными двигателями социальных
перемен;
- все большее число людей и организаций
используют электронные устройства для личной
охраны и безопасности;
- возможность более широкого участия сельского
населения в экономической и социальной жизни с
помощью ИТТ также стимулирует развитие ИО .
Сегодня можно констатировать, что большинство
вышеперечисленных возможностей, пусть для
меньшинства, но присутствуют, хотя до 1994 года
большинство западных и отечественных ученых
были уверены, что Россия отстала в сфере
информатизации навсегда.
Остановимся подробнее на этой тенденции.
Группа исследователей ИСЭПН ведет мониторинг
изменений в повседневной жизни под воздействием
новых информационных технологий и анализирует
факторы, влияющих на их распространение и
использование, начиная с 1988 года. В качестве
объекта исследования процессов информатизации
выбрана семья как потому, что она является
микросферой формирования и реализации
информационных потребностей, так и потому что то,
что происходит на уровне семьи, во многом
обуславливает глобальные социальные
трансформации. Анализ на уровне семьи особенно
важен в ситуации трансформации и деструкции
других социальных институтов.
Кратко остановимся на результатах трех
проведенных социологических обследований. В 1989
году в рамках проекта "Таганрог-3" был
реализован подпроект "Культура и информация", в
рамках которого было проведено социологическое
обследование 1000 провинциальных семей. Целью
исследования было выяснение наличия новой
информационной техники в семьях, анализ
информационных потребностей в их связи с
возможностями современных ИТТ, изучение
закономерностей потребительского поведения в
сфере информации. Среди 1000 опрошеных семей было
обнаружено 5 персональных компьютеров и 31
видеомагнитофон. Обнаружены они были в
супружеских парах с детьми. Соответственно, и уровень
осведомленности о новых возможностях
восприятия и поиска информации был крайне
низким.
В 1991-92 гг. в Москве было предпринято
исследование "Семья и новые информационные
технологии" в рамках международного проекта с
аналогичным названием. Цель исследования -
изучение глубинных перемен в повседневной жизни
семьи, вызываемых изменением информационного
окружения. Это и определило метод исследования
- качественный анализ. Семьи выбирались по
принципу их нуклеарности и наличия трех из
четырех элементов информационной техники:
домашний компьютер, видеомагнитофон, телевизор и
телефон.
Было выявлено два основных канала
поступления информационной техники в семью в
1991-1992: поездки за границу и система
распределения импортных товаров на предприятиях
по бартерным сделкам (необходимо помнить о том,
что в это время еще существовал дефицит всего и
потребительской ИТТ в частности).
Основными мотивами приобретения
информационной техники в рассмотренных семьях
были: забота о детях, желание родителей
обеспечить им возможность расти в современной
информационной среде, а также соображения
престижа и желание вложить деньги. Сегодня это
звучит невероятно, но в наших исследованиях
зафиксировано, что в 1991 году,
продав видеомагнитофон хорошей западной фирмы
можно было построить летний дом (в 1993 году, продав
видеомагнитофон, уже можно было построить только
забор к дому).
Экономические возможности семьи определяли
как сам факт покупки компьютера или
видеомагнитофона, так и дальнейшее их
использование. Примечательно, однако, что материальные
ресурсы (доход и площадь), обеспечивая или
исключая доступ к той или иной технике, являются
определяющими лишь на первом этапе. Только социальные
ресурсы семьи (наличие социальных связей,
положение и возраст членов семьи, ее культурный
капитал) объясняют, почему имеющаяся в доме
техника используется тем или иным способом или
вообще перестает использоваться. Данные
интервью показали, что отсутствие контактов с людьми, обладающими навыками
работы с компьютерами и видеомагнитофонами, с
которыми можно посоветоваться, обменяться
информацией, получить практическую помощь,
делала использование новой техники весьма
проблематичным.
Полученные данные подтвердили мировую
тенденцию - возраст членов семьи является
определяющим фактором в использовании домашней
информационной техники. Дети в рассмотренных
семьях являются наиболее активными
пользователями новых технологий и часто
осваивают ее раньше родителей. Дети не только
учат родителей, как обращаться с техникой, но и
знакомят их с достижениями новой экранной
культуры. Эти данные являются свидетельством
чрезычайно важного процесса - процесса смены
модели передачи культуры, когда для младшего
поколения старшие не являются больше учителями,
не служат авторитетом. Эта тенденция заслуживает
серьезного внимания и количественной
верификации.
В целом исследование показало, что
информационные технологии в начале 1990-х в России
еще не обладали структурообразующими
свойствами, которые начали проявляться в конце
1990-х.
В 1997 году было проведено повторное
исследование "Семья и новые информационные
технологии", но не в Москве, а в Таганроге с целью
изучения перемен в сфере домашней
информатизации со времен 1988 и 1992 года и поиска
новых тенденций в освоении ИТТ в городских
семьях. Изучение этих процессов на уровне
нестоличного города позволило понять глубину и
качество происходящих под воздействием
распространения ИТТ сдвигов. Исследование
проводилось тем же методом углубленного
биографического интервью, что и в московском
исследовании 1991-1992 гг.
Исследование показало, что в городе
наблюдается компьютерный бум, наиболее четко
прослеживаемый в трех областях: на рынке ИТТ,
в сфере образования и в семье. Наблюдаемые
изменения можно свести к следующим основным (7):
1) Повысился уровень осознания
возможностей современных ИТТ и прежде всего
домашних компьютеров. Наличие компьютера в
доме считается респондентами необходимым для
развития и образования детей. Люди покупают
компьютеры для того, чтобы иметь возможность
работать из дома.
2) Увеличилась доступность и
распространенность домашних компьютеров. Техника
перестала быть дефицитом. В городе можно купить
любую ИТТ. Компьютеры дешевеют, на них "можно
накопить". Несмотря на низкую покупательную
способность населения спрос на компьютеры в
городе высокий. Современный компьютер высокого
класса становится первым приоритетом покупки у
людей со средним доходом. Процесс
распространения пошел от элиты вниз, в него
включились семьи среднего достатка.
Одна из областей, где наиболее
ярко видны происшедшие перемены - это торговля
ИТТ. В городе 12 фирм, торгующих современными
компьютерами, бытовой аудио- и видео техникой,
оргтехникой, комплектующими, аксессуарами. И
число таких фирм растет. Отсутствующая в
магазине в данный момент техника заказывается из
Москвы или Ростова. Крупнейшая фирма существует
уже 4 года, и оборот ее растет. По свидетельству ее
директора,:"Каждый 2-3 покупатель - частник.
Покупают компьютеры в основном для детей,
покупают преимущественно ВИСТ -"народные
компьютеры", собранные из комплектующих,
используя их без лицензионного программного
обеспечения." Факсы и автоответчики не
пользуются большим спросом у населения, "связь у
нас плохая".
Торговля компьютерными услугами также развита.
В городе широко представлены услуги ремонта,
компьютерного дизайна, комплектации и
усовершенствования.
3) Исследование показало, что на
фоне развития торговли в семьях идет процесс
комплектации, усовершенствования и смены
поколений домашних компьютеров. По полученным
данным, приоритетом становятся компьютеры
высшего класса, пентиумы даже у людей со средними
доходами. Люди, имеющие 386 и даже 486 PC, отдают себе
отчет в том, что их техника несовершенна и хотят
ее менять при возможности. Наблюдается также
процесс передачи устаревших компьютеров с
работы домой.
4) Изменилась домашняя информационная среда,
как с точки зрения ее технического оснащения, так
и с точки зрения содержания. Проявляется
тенденция к увеличению стандартного набора
домашней информационной техники, в него, по
данным качественного анализа, вошел
видеомагнитофон.
Для того, чтобы сделать
домашнюю информационную среду близкой к
мировому уровню, нужны только средства. В городе
развит рынок информации: видеофильмов,
электронных игр, программного обеспечения. Этот
рынок по разнообразию сравним с московским.
Коммуникационные возможности семьи также
несколько увеличились за счет появления в
продаже радио- и мобильных телефонов, но из-за
высокой цены они присутствуют преимущественно в
семьях предпринимателей. В то же время
осознание возможностей мобильной связи дошло
до уровня низкоквалифицированной рабочей силы.
Зарегистрирован случай покупки одного из первых
мобильных телефонов в городе сантехником,
работающим по принципу самозанятости. Он копил
деньги на эту покупку, будучи уверенным, что она
окупится, и ожидания его оправдались, "теперь я
не теряю ни одного заказа, меня всегда можно
застать. И электронную записную книжку скоро
куплю" .
Случаев использования Интернет или
электронной почты в семьях не обнаружено. Даже
семьи, имеющие пентиумы, не видят необходимости в
покупке модемов и не только потому, что в городе
плохая связь. Наблюдается некий социальный
ограничитель - неразвитость самих
информационных связей, контактов, а также низкий
уровень осознания современных возможностей в
сфере коммуникации. "Не нужна мне электронная
почта, не с кем мне переписываться," - типичное
высказывание.
5) Произошли изменения в формах
использования ИТТ. В
московском исследовании 1991-1992 годов домашняя
информационная техника приобреталась и
использовалась преимущественно для развлечений.
В 1997 году не только расширился набор домашних развлечений
(он пополнился электронными играми, средствами
мультимедиа, компакт дисками), но и выявились
другие формы использования ИТТ.
Нами выявлены случаи телеработы
в разных областях: подготовка лекций и
методических материалов преподавателями,
произведение на дому платных вычислительных
работ, набор по заказу текстов на компьютере,
расчет архитектурных проектов.
Выявились устойчивые потребители
видеоинформации, первоначальный интерес которых
к этому виду информации не прошел. Этот интерес
структурировался - они собирают видеотеку
полюбившихся фильмов и телепередач. Интересно
отметить, что первые видео в Таганроге появились
тогда же, когда и в Москве - в 1989-1991 гг., и по тому же
основному каналу - бартерным сделкам предприятий
в конце 1980-х.
По свидетельству продавцов, сейчас активно
покупают видеомагнитофоны не городские, а
сельские жители. Если
видеомагнитофоны редко используются в целях
образования, то домашние компьютеры в этих целях
используются активно (написание курсовых и
дипломных работ, произведение расчетов, обучение
языку и пр.).
6) Образование - это еще одна
сфера, где наблюдаемые перемены позволяют
говорить о компьютерной революции. Каждая школа в городе имеет минимум
один компьютерный класс. Каждый лаборант в
техническом вузе имеет персональный компьютер.
По данным качественного анализа, каждый пятый
студент, живущий в общежитии, имеет компьютер (не
ниже, чем 486 PC).
За пять лет, прошедших со
времени предыдущего обследования, произошли и
более глубокие сущностные изменения - в сознании
людей изменились требования к самому
образованию. За короткий период изменились
критерии оценки развития ребенка, "при приеме в
привилегированную школу спрашивают, умеет ли
ребенок работать на компьютере" (имеются в виду
компьютерные электронные игры). В технических
вузах молодежь без компьютеров уже не учится.
Девиз такой - "или считай сам, или покупай
компьютерные услуги". Производить расчеты
вручную и сдавать работы, напечатанные не на
компьютере " уже не принято".
В городе существует огромный
черный рынок образовательной информации, причем
это всероссийский рынок. Информация передается
через ФИДО и Интернет. Зарегистрирован
случай заочного дистанционного обучения одного
из респондентов в Эдинбургском университете.
В студенческой среде первой
начался процесс электронного сетеобразования.
Студенты широко используют компьютерные сети
для обмена информацией.
7) Появились новые ценностные
установки и модели поведения:
- Пополнились формы досуга взрослых - в свободное время люди могут
"поиграть в преферанс с компьютером" или "пол
ночи играть в любимую электронную игру".
- Изменился характер досуга детей, в нем большое
место занимают компьютерные игры и просмотр
видеофильмов.
- Бабушки и родители включают детям видео или
компьютер, "когда не с кем поиграть".
- Проявляется тенденция дарить подарки в виде
видеомагнитофона или компьютера.
Зарегистрирован случай, когда в семье со средним
доходом, получив за полгода выплату по пенсии,
бабушка купила десятилетнему внуку
видеомагнитофон. "Они теперь не велосипед, а
видик или компьютер просят".
8) Возрастает влияние ИТТ на процессы
социальной интеграции и дифференциации.
Рассматривая процессы
социальной интеграции, можно
отметить некоторое выравнивание качества
столичных и провинциальных информационных
потоков. Однако говорить о реванше провинции
пока рано, так как телекоммуникационные
возможности, которые и позволяют в развитых
странах нивелировать разницу между столицей и
провинцией, развиты в крайне слабо.
Можно говорить о появлении новых сообществ в
связи с распространением ИТТ. Хотя процесс
сетеобразования находится в начальной стадии, в
него все активнее включаются студенты, ученые и
бизнесмены.
Процесс, которым сильно озабочено мировое
сообщество - усиление интеллектуальной
дифференциации между имеющими и не имеющими ИТТ, начался и у нас. Налицо
новая опасность - проблема информационного
неравенства. Эгалитарная по сути система
информационных услуг, формируемая с помощью ИТТ,
имеет ограничения доступа -самые новые ИТТ
доступны богатым, образованным и активным. В
развитых странах разворачивается движение за
предоставление равного доступа к современным
услугам всем группам населения. В России эта тема
даже не поднимается.
Для России пока легче сказать, кто включен в
процесс информатизации, а не кто выключен из
него. Обследования показывают, что в этот процесс
активно включены студенты и преподаватели вузов,
бизнесмены разного уровня и семьи с детьми,
составляющие 65% всех российских семей.
Обращает на себя внимание интересный факт -
внутри имеющих ИТТ интеллектуальная
дифференциация уменьшается за счет выравнивания
возможностей потребления электронной
информации представителями разных социальных
групп. На первый план в потреблении информации
выходят такие качества потребителя, как способность наладить сети
взаимообмена, усердие и энтузиазм. Роль семьи в
передаче электронной культуры уменьшается,
выравниваются возможности разных социальных
слоев.
Можно выделить следующих 6 групп населения в их
отношении к ИТТ:
1. Те, кто создает новую информационную среду,
творит новые информационные ресурсы.
2. Те, кто использует новую информационную
среду, интегрировался в нее.
3. Те, кто находится в
процессе интеграции, делает первые шаги.
4. Те, кто не сделал первого
шага, но и не отрицает необходимость этого.
5. Те, кто отчужден от новой информационной
среды, не замечает ее.
6. Те, кто активно противостоит нововведениям,
считая их общественно вредными.
И хотя несомненно, что
представителей первых трех групп статистическое
меньшинство, энергетика этих групп очень сильна.
В заключение хочется сказать, что социальная
база информатизации в России есть и скорость
перемен очень велика.
© Вершинская О.Н., 1998 |