|
Распределенная конференция
"Технологии информационного общества 98 -
Россия"
СЕТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ "МУЗЕИ РОССИИ"
КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Лебедев А.В.
Российский институт
культурологии Министерства культуры РФ и
Российской академии наук
Наседкин К.А.
Дарвиновский Музей
Сеть культурного наследия
"Музеи России" - глобальный проект. Его основные
цели:
- открывать российское культурное наследие
мировому сообществу;
- способствовать росту культурного туризма в
России;
- развивать технологии дистанционного
образования;
- сформировать коммуникационную среду для
музейных специалистов различных регионов.
Этот доклад посвящен только одному из
обозначенных направлений движения - культурному
туризму. Авторы проекта полагают, что России
необходима интеграция в общеевропейские и
мировые культурные процессы, в т.ч. процессы
развития культурного туризма как одного из
наиболее перспективных направлений социального
и экономического сотрудничества.
Существует много определений понятия
"культурное наследие". Одно из них гласит, что культурное
наследие есть отображение взаимодействия
человеческого сообщества и природной среды.
Культурный туризм, в отличие, например, от
туризма спортивного или пляжного, направлен на
освоение культурного наследия, исследование
жизненного опыта других людей, их обычаев,
интеллектуальных и творческих достижений.
Сегодня, когда человечество вступает в эпоху
информационного общества, резко возросли
требования к характеру и полноте доступной
индивидууму информации. Поясним свою мысль
примером из области культурного туризма.
В годы советской власти Россия была страной полуоткрытой.
Весь международный туризм в СССР был
монополизирован двумя организациями -
"Спутником", работавшим со странами
социалистического лагеря, и "Интуристом",
обслуживающим весь остальной мир. Зарубежные
туристы, прибывавшие в Россию, двигались по узким
тропам, проложенным между закрытыми городами и
полузакрытыми районами. Эта система рухнула, и
восстанавливать ее нет смысла. Нужно создавать
нечто новое, соответствующее реалиям дня
сегодняшнего.
Зададимся простым вопросом: как планируется
туристический маршрут? - Вне зависимости от того,
делает ли эту работу тур-оператор крупнейшего
агентства или просто частное лицо, решившее
отправиться отдыхать на собственном автомобиле,
этот человек (назовем его сценаристом
маршрута) должен обладать информацией о
культурном ландшафте. А как ее разыскать, если
она публиковалась мало, неполно, с огромными
купюрами? В настоящее время музеями и
специалистами в области российской культуры
накоплен достаточно большой объем сведений,
которые необходимо систематизировать,
опубликовать и заставить работать на
конкретного человека и общество в целом.
Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о
создании очередного путеводителя (пусть в
современной, электронной форме), содержащего
исключительно информацию о памятниках истории и
культуры. Наша цель не ограничивается
удовлетворением научных и образовательных
интересов любителей старины. Эта задача будет
решена попутно, но не она стоит во главе угла.
Речь идет о культурном туризме - одной из
наиболее доходных сфер мировой экономики. Для
него необходимы сведения не только об отдельных
объектах, но и о культурном ландшафте в целом.
Существует распространенное заблуждение: "У
нас в городе такой музей хороший, такие церкви
старинные, такие места исторические... Почему же к
нам туристы не едут?". Ответ прост: для туризма
значимы не отдельные культурные объекты, а
культурный ландшафт.
Поясним эту мысль простым примером:
автомобильное шоссе - не является памятником
истории и культуры, но оно - важная часть
культурного ландшафта. Историк архитектуры,
описывающий древний храм, не станет
останавливаться на том, хороши ли к нему пути
подъезда. А для организации туризма эти сведения
совершенно необходимы. Особенно в России, где для
туристического автобуса в плохую погоду далеко
не всегда преодолимы даже дороги областного
значения, не говоря уже о местных.
Так вот, для целей культурного туризма важно
осознать сильные и слабые стороны, именно культурного
ландшафта. Назовем только основные
общепринятые параметры его оценки:
- идентификация: группировка объектов и описание
свойств;
- картографирование местоположения и
доступности;
- оценка важности (национальная, региональная,
местная);
- целостность (хорошо сохранившийся, типичный,
измененный);
- оценка ограничений, связанных с требованиями
сохранности окружающей среды и отдельных
памятников истории и культуры;
- оценка "несущей емкости" и возможностей
туристической инфраструктуры;
- подсчет инвестиций, необходимых для
устойчивости и жизнеспособности;
- учет интеграции национальной, региональной и
местной деятельности.
Понятно, что для точного определения ряда
названных параметров требуются специальные
исследования, проводимые на месте. Парадокс
состоит в том, что отправной точкой подобных
исследований (а они не дешевы) должна стать
гипотеза об их целесообразности. Другими
словами, нужно заранее иметь немалый объем
сведений и хотя бы ориентировочную оценку
культурных ресурсов региона, чтобы позволить
себе роскошь тратиться на дорогостоящие
разработки. Возникает замкнутый круг: нет
первичной информации - нечего предложить
инвестору, нет инвестиций - нет инфраструктуры
туризма, нет инфраструктуры - не едут туристы, нет
туристов - огромные потери в виде неполученной
прибыли.
Единственный способ прорвать этот порочный
круг - централизованно создать первичный каталог
культурного ландшафта России и предоставить его
в общее бесплатное пользование. Технологии,
используемые при создании такого каталога могут
быть различными. За основу, вокруг которой будет
наращиваться информационное наполнение, можно
принять:
- существующую инфраструктуру;
- памятники архитектуры;
- музеи.
При этом понятно, что как ни важна
инфраструктура, для культурного туризма она
является средством, а не объектом интереса. Что
же касается выбора между памятниками
архитектуры и музеями, то последние явно
предпочтительнее вот по какой причине. В отличие
от памятников архитектуры, музеи способны
самостоятельно поставлять значительную часть
информации и о себе, и о прилегающем культурном
ландшафте. Тем самым задача существенно
упрощается, сводится во многом к грамотной
формулировке запроса.
Основой, на которой будет развиваться проект,
станет сервер "Музеи России" (http://www.museum.ru).
На сегодняшний день сервер "Музеи России" - это
база данных (краткая информация о 2000 музеях) и
путеводитель (около 300 сайтов российских музеев,
галерей и организаций), интерактивные карты,
музейные новости и афиша, информация для
специалистов и др. При всех своих достоинствах,
признанных профессионалами, сервер, еще далек от
совершенства. В связи с этим в круг
первоочередных задач проекта входит серьезная
концептуальная переработка содержания сервера
(серверу недостает интерактивных элементов; база
данных музеев неполна; механизмы ее наполнения
несовершенны; английская версия значительно
уступает русской по полноте).
На первом этапе представляется целесообразным,
взяв за основу БД "Музеи России", развивать ее в
направлении выявления:
- фокусных точек внутри музея (отдельные объекты
и группы объектов, наиболее привлекательные для
туристов);
- фокусных точек вне музея (знаменитые памятники
архитектуры, истории и др., которые могут быть
включены в маршрут);
- инфраструктуры туризма.
Практические результаты выполнения первого
этапа проекта (продолжительностью в один год)
станет создание открытой в мировое
информационное пространство базы данных,
предназначенной для:
- туристов ;
- тур-операторов и сценаристов туристических
маршрутов;
- специалистов;
- инвесторов;
- администрации.
Оценочная стоимость этой работы составляет $
40.000.
На втором этапе развития проекта можно будет
осуществить:
- разработку форматов и стандартов описания для
полной каталогизации культурного ландшафта;
- модельный проект на материале отдельного
региона и его апробацию;
- создание механизма тиражирования проекта и его
апробацию;
- формализацию технологии каталогизации
культурного ландшафта.
Экономические и социальные выгоды, ожидаемые
от предлагаемой работы, едины для России и
Европейского сообщества.
В более широком смысле можно сказать, что в
числе ожидаемых результатов реализации проекта -
внедрение новых информационных технологий в
практику разработки и согласования национальных
и региональных культурных политик, программ и
проектов, что скажется на оптимизации финансовых
и др. затрат как со стороны отдельных государств,
так и со стороны международных организаций.
Проект будет содействовать развитию
демократических начал и общих гуманитарных
оснований для прямого культурного
взаимодействия между региональными
сообществами России и европейских государств.
Это представляется важным для
развития комфортной и продуктивной для всех
членов Европейского Сообщества атмосферы
сотрудничества и кооперации в целях устойчивого
прогрессивного развития каждого Европейского
государства и Европы в целом.
© Лебедев А.В., Наседкин К.А., 1998 |