Распределенная конференция
"Технологии информационного общества 98 - Россия"


 

СЕТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ "МУЗЕИ РОССИИ" КАК ОСНОВА КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА

Лебедев А.В.

Российский институт культурологии Министерства культуры РФ и Российской академии наук

Наседкин К.А.

Дарвиновский Музей

Сеть культурного наследия "Музеи России" - глобальный проект. Его основные цели:

  • открывать российское культурное наследие мировому сообществу;
  • способствовать росту культурного туризма в России;
  • развивать технологии дистанционного образования;
  • сформировать коммуникационную среду для музейных специалистов различных регионов.

Этот доклад посвящен только одному из обозначенных направлений движения - культурному туризму. Авторы проекта полагают, что России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.

Существует много определений понятия "культурное наследие". Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.

Сегодня, когда человечество вступает в эпоху информационного общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной индивидууму информации. Поясним свою мысль примером из области культурного туризма.

В годы советской власти Россия была страной полуоткрытой. Весь международный туризм в СССР был монополизирован двумя организациями - "Спутником", работавшим со странами социалистического лагеря, и "Интуристом", обслуживающим весь остальной мир. Зарубежные туристы, прибывавшие в Россию, двигались по узким тропам, проложенным между закрытыми городами и полузакрытыми районами. Эта система рухнула, и восстанавливать ее нет смысла. Нужно создавать нечто новое, соответствующее реалиям дня сегодняшнего.

Зададимся простым вопросом: как планируется туристический маршрут? - Вне зависимости от того, делает ли эту работу тур-оператор крупнейшего агентства или просто частное лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его сценаристом маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее время музеями и специалистами в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом.

Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме - одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом.

Существует распространенное заблуждение: "У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?". Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт.

Поясним эту мысль простым примером: автомобильное шоссе - не является памятником истории и культуры, но оно - важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.

Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно культурного ландшафта. Назовем только основные общепринятые параметры его оценки:

  • идентификация: группировка объектов и описание свойств;
  • картографирование местоположения и доступности;
  • оценка важности (национальная, региональная, местная);
  • целостность (хорошо сохранившийся, типичный, измененный);
  • оценка ограничений, связанных с требованиями сохранности окружающей среды и отдельных памятников истории и культуры;
  • оценка "несущей емкости" и возможностей туристической инфраструктуры;
  • подсчет инвестиций, необходимых для устойчивости и жизнеспособности;
  • учет интеграции национальной, региональной и местной деятельности.

Понятно, что для точного определения ряда названных параметров требуются специальные исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной точкой подобных исследований (а они не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объем сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратиться на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации - нечего предложить инвестору, нет инвестиций - нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры - не едут туристы, нет туристов - огромные потери в виде неполученной прибыли.

Единственный способ прорвать этот порочный круг - централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять:

  • существующую инфраструктуру;
  • памятники архитектуры;
  • музеи.

При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.

Основой, на которой будет развиваться проект, станет сервер "Музеи России" (http://www.museum.ru). На сегодняшний день сервер "Музеи России" - это база данных (краткая информация о 2000 музеях) и путеводитель (около 300 сайтов российских музеев, галерей и организаций), интерактивные карты, музейные новости и афиша, информация для специалистов и др. При всех своих достоинствах, признанных профессионалами, сервер, еще далек от совершенства. В связи с этим в круг первоочередных задач проекта входит серьезная концептуальная переработка содержания сервера (серверу недостает интерактивных элементов; база данных музеев неполна; механизмы ее наполнения несовершенны; английская версия значительно уступает русской по полноте).

На первом этапе представляется целесообразным, взяв за основу БД "Музеи России", развивать ее в направлении выявления:

  1. фокусных точек внутри музея (отдельные объекты и группы объектов, наиболее привлекательные для туристов);
  2. фокусных точек вне музея (знаменитые памятники архитектуры, истории и др., которые могут быть включены в маршрут);
  3. инфраструктуры туризма.

Практические результаты выполнения первого этапа проекта (продолжительностью в один год) станет создание открытой в мировое информационное пространство базы данных, предназначенной для:

  • туристов ;
  • тур-операторов и сценаристов туристических маршрутов;
  • специалистов;
  • инвесторов;
  • администрации.

Оценочная стоимость этой работы составляет $ 40.000.

На втором этапе развития проекта можно будет осуществить:

  • разработку форматов и стандартов описания для полной каталогизации культурного ландшафта;
  • модельный проект на материале отдельного региона и его апробацию;
  • создание механизма тиражирования проекта и его апробацию;
  • формализацию технологии каталогизации культурного ландшафта.

Экономические и социальные выгоды, ожидаемые от предлагаемой работы, едины для России и Европейского сообщества.

В более широком смысле можно сказать, что в числе ожидаемых результатов реализации проекта - внедрение новых информационных технологий в практику разработки и согласования национальных и региональных культурных политик, программ и проектов, что скажется на оптимизации финансовых и др. затрат как со стороны отдельных государств, так и со стороны международных организаций.

Проект будет содействовать развитию демократических начал и общих гуманитарных оснований для прямого культурного взаимодействия между региональными сообществами России и европейских государств.     Это представляется важным для развития комфортной и продуктивной для всех членов Европейского Сообщества атмосферы сотрудничества и кооперации в целях устойчивого прогрессивного развития каждого Европейского государства и Европы в целом.


© Лебедев А.В., Наседкин К.А., 1998