Распределенная конференция
"Технологии информационного общества 98 - Россия"


 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

А.Е.Крупнов

Государственный комитет РФ по связи и информатизации

О.А.Финько

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Д.С.Черешкин

Институт системного анализа РАН

Переход к информационному обществу должен быть управляем

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс неотвратим, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Только в этом случае Россия сможет войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.

Отдельные черты, фрагменты и признаки информационной цивилизации проявляются в сегодняшнем бытии развитых стран, прежде всего "большой семерки". Практически все эти страны постоянно формируют и проводят в жизнь целенаправленную государственную информационную политику, устанавливающую стратегические цели и приоритеты информационного развития, ориентированные на закрепление ведущей геополитической и экономической роли этих стран, главным образом США, в XXI веке.

Последнее обстоятельство заставляет с особым вниманием отнестись к формированию российской государственной информационной политики (ГИП), потому что процессы построения информационного общества требуют непрерывного, взвешенного и разностороннего государственного управления и регулирования.

Основные процессы информатизации как объекты государственной информационной политики

Каковы же эти процессы, каковы объекты, на которые должны распространяться управляющие и регулирующие воздействия ГИП? Вот главные:

  • формирование единого информационного пространства России как целостного федеративного государства и как части мирового информационного пространства на основе национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • всесторонняя поддержка отечественного научно-технического и производственного потенциала информатизации, регулирование отечественного рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг;
  • развитие и совершенствование системы формирования общественного мнения, всестороннего и объективного информирования населения страны о деятельности государственной власти и власти о процессах общественного развития и жизни народа;
  • правовое регулирование информационных отношений в обществе, формирование системы информационного законодательства, действенных механизмов его реализации и создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития;
  • обеспечение безопасности развития информационной среды общества как важнейшего компонента национальной безопасности.

Рассмотрим эти процессы.

Единое информационное пространство и информационно-телекоммуникационная инфраструктура

Для России чрезвычайно важным фактором сохранения целостности государства и обеспечения устойчивого развития страны является развитие национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ). Эта инфраструктура есть технологическая основа подключения отдаленных российских регионов к общегосударственной социально-экономической, политической и культурной жизни, углубления процессов информационной и экономической интеграции России и стран СНГ, последовательного вхождения России в европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура объединяет в единое целое информационные ресурсы страны с помощью компьютерных и телекоммуникационных сетей и обеспечивающей эффективное использование информационных технологий, систем и сетей, систем и сетей связи в различных областях общественной жизни и человеческой деятельности.

Необходимо иметь в виду, что внедрение современных информационных систем и доступ к информационным ресурсам весьма неравномерно распределяются по регионам страны. Достаточно упомянуть, что на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский приходится более трех четвертей используемых баз данных. В этих условиях еще более возрастает значение информационной поддержки вертикали государственного управления на всей территории страны. Особенно остро эта проблема встает при проведении земельной и жилищно-коммунальной реформ, при решении многих других социально-экономических задач.

Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности граждан, общества, государства.

Россия сегодня не имеет достаточно средств и производственных возможностей для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных, телекоммуникационных технологий и технологий связи.

Сегодня перед страной стоит проблема реального включение национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов России в международном информационном обмене и обеспечении безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Политика участия страны в мировых открытых сетях должна предусматривать:

  • обязательное активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий, связанных с этим развитием;
  • постепенность (этапность) вхождения России в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями;
  • обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям;
  • приоритетность совершенствования и развития единого информационного пространства России и стран СНГ.

Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг

Построение единого информационного пространства требует высокого научно-технического и производственного потенциала, позволяющего отечественной промышленности обеспечить максимально возможную в нынешних условиях технологическую независимость от зарубежных стран.

Это значит, что должна осуществляться селективная поддержка тех направлений научных исследований, которые ориентированы на качественные прорывы (например, архитектуры многопроцессорных вычислительных систем, системы искусственного интеллекта и т.д.) и получение практических результатов мирового уровня (нейрокомпьютинг, открытые системы и т.д.). Мероприятия ГИП должны быть направлены также на поддержку перестройки производственной и хозяйственной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей и их адаптацию к рыночной экономике.

Сегодня провести модернизацию прежде всего государственной части имещегося производственного потенциала без значительных (миллиарды долларов) инвестиций не представляется возможным.

В этих условиях задачей ГИП должен быть создание условий для притока инвестиций в отрасли, обслуживающие информатизацию.

Сказанное позволяет сформулировать следующие основные направления ГИП:

  • поддержка национальных научных школ, имеющих фундаментальные научные результаты мирового уровня в области информатики и связи;
  • проведение открытых конкурсов на выполнение государственных заказов по созданию и модернизации информационно-телекоммуникационных систем;
  • сертификация продукции отечественных разработчиков и производителей, в особенности в области создания и адаптации технологий двойного применения;
  • поддержка и развитие государственной системы подготовки научных кадров и кадров разработчиков и производителей различных средств информатизации.

Информационный рынок

Сегодня можно говорить о достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российского информационного рынка, однако, реализация этих тенденций будет определяться активной политикой государственного регулиования.

Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и программного обеспечения (ПО). В частности, снижение или даже отмена части налогов на продажу ПО отечественной разработки за счет отнесения его к категории "интеллектуальная собственность" может позитивно повлиять на увеличение легального сбыта ПО отечественных фирм-разработчиков. Несмотря на то, что значительную долю рынка СВТ составляют относительно независимые коммерческие структуры, есть способы стимулировать сбыт СВТ государственным предприятиям за счет, например, освобождения фирм-продавцов от части налогов. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ сможет стимулировать отечественных производителей.

Основные направления ГИП по отношению к российскому информационному рынку должны обеспечить:

  • разработку действенных нормативно-правовых положений, регулирующих поведение всех участников рынка;
  • выработку и проведение в жизнь политики протекционизма отечественных производителей;
  • продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок.

Система формирования общественного мнения и информирования населения

Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на обеспечение свободного обращения информации, воплощение в жизнь конституционного права на свободные поиск, получение, производство информации и распространение массовой информации.

Серьезную опасность представляет отсутствие регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п., обусловленное несовершенством или неисполнением законодательства, обязывающего органы государственной власти и управления регулярно и полно информировать население о своей деятельности.

Поэтому как чрезвычайно важные задачи ГИП должны рассматриваться:

  • разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов, регулирующих взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их прав и обязанностей в использовании средств массовой информации;
  • создание системы независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением.

Главным представляется разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации в целях формирования и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.

В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, с защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач раскрытия творческого, духовного потенциала народа, сохранения и развития национальных культур.

Информационная политика государства должна предусматривать:

  • недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ, сращивания структур власти, бизнеса, телевидения, радио, прессы и т.д.);
  • препятствие концентрации и монополизации СМИ;
  • защиту интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
  • разработку рекомендаций по предотвращению распространения насилия и нетерпимости через СМИ, по обеспечению прюрализма СМИ и т.п.

Под этим углом зрения следует рассматривать уже существующее и перспекивное законодательство, нормативные акты и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ. Особое внимание должно быть уделено правовым положениям, устанавливающим ответственность за правонарушения в информационной сфере, за введение политической цензуры.

Лишь в этом случае сможет быть преодолено жестко установочное отношение значительной части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным ожиданиям.

Информационное право

Система права в любом государстве есть главный инструмент достижения баланса интересов граждан, социальных институтов, общественных и политических партий (движений) и государства. Российская традиция предусматривает приоритет государственных интересов как общих интересов всех субъектов. Однако такая исходная позиция не должна ослаблять общую демократическую ориентацию на правовую защиту свобод и интересов граждан, гарантию прав всех субъектов на информацию, закрепление обязанностей и ответственности государства за объективное информирование населения страны. Только в этом случае совершенствование информационного права может стать локомотивом демократического развития России.

  • Глобализация открытых компьютерных и телекоммуникационных сетей, быстрый рост мирового рынка информационных технологий, продуктов и услуг, формирование международного информационного пространства оказывают серьезное воздействие на многие элементы государственности и национальных правовых систем. Растет осознание значения международно-правовых механизмов, повышается роль нравственного компонента в регулировании информационных отношений в обществе, сочетающегося с экономическими и административными методами воздействия на эти отношения. Новые тенденции необходимо учитывать при определении задач ГИП в развитии информационного законодательства и его отдельных направлений.
  • Когда речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности,. государство должно исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Ограничение доступа к информации должно рассматриваться как исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства, в том числе с учетом права собственности на информацию. Юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающее персональные данные и конфиденциальную информацию, должны нести ответственность перед законом за их сохранность и использование. Защита общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации, должна обеспечиваться законодательством. Открытость информационной политики есть главная предпосылка последовательного демократического развития страны.
  • Нельзя сказать, что в настоящее время нормотворческая деятельность по регулированию информационных отношений в российском обществе, стоит на месте. Только законодательство, действующее в области реализации конституционного права граждан на свободу информации, насчитывает более 300 нормативных актов, из них свыше 80 законов. Однако это законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с труднопреодолимыми препятствиями.

Реализация правовой компоненты ГИП должна осуществляться по следующим основным направлениям:

  • разработка новых законов, дополняющих существующее законодательство в области информации;
  • согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в области информации с законодательством в других областях;
  • разработка подзаконных актов и руководящих материалов, обеспечивающих правоприменение существующего и разрабатываемого законодательства;
  • активное участие в разработке международного законодательства в сфере информационных отношений и согласование отечественного законодательства с международным.

Системы обеспечения информационной безопасности

Государственная информационная политика разрабатывается и реализуется в тесном взаимодействии с политикой обеспечения национальной безопасности страны. Важным аспектом этого взаимодействия является обеспечение безопасности информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и других технологических компонентов единого информационного пространства.

Для обеспечения безопасности информационного пространства государство разрабатывает законодательную базу и создает специальные организационные структуры, совокупность которых образует систему информационной безопасности (ИБ) страны. Эта система призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала.

Можно сформулировать следующие основные направления ГИП в данной области:

  • учет требований ИБ при выработке стратегии ГИП и осуществлении всех ее мероприятий,
  • согласование разрабатываемой нормативно-правовых баз развития информационного пространства общества и обеспечения ИБ;
  • выработка согласованной политики, правил и процедур интегрирования России в международные телекоммуникационные сети;
  • выработка и осуществление единой научно-технической политики государства, в том числе в области создания технических средств обеспечения ИБ, в том числе разработка рекомендаций по проведению согласованной политики закупок зарубежных программно-технических и телекоммуникационных средств и их использования в стратегически важных областях.

Что мы ждем от государственной информационной политики?

Государственная информационная политика есть неотъемлемая составляющая внешней и внутренней политики российского государства. Результаты ГИП прямым образом будут зависеть от того, насколько точным, адекватным реальным политическим, социально-экономическим и культурным условиям окажется выбор стратегических целей развития российского общества и государства в последние годы ХХ века и в начале века следующего. В то же время достижения или ошибки информационной политики будут оказывать непосредственной и сильное воздействие на все сферы жизни общества и государства.

Рациональная и действенная ГИП должна содействовать восстановлению роли России как полноценного участника мирового информационного сообщества, как ведущей мировой державы, обладающей развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующей новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии. Именно эта политика позволит России оказаться в первой шеренге государств, способных на деле защитить свои национальные интересы и безопасность в непрекращающейся борьбе за экономические и военное превосходство, за политическое и культурное влияние в многополярном мире.

Осуществление ГИП позволит быстрее и точнее осознать глубинные трансформации, протекающие в мировой экономике, и строить свою стратегию социально-экономического развития с их учетом. Эта стратегия должна опираться на постоянное расширение инвестиций в информационную сферу, на эффективные и гибкие механизмы управления этой сферой. Она должна учитывать резкий рост числа потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях, и перестройку в связи с этим всей торговой системы, а также развитие в перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры. ГИП должна быть ориентирована на рост информационных потребностей населения, на опережающие темпы создания, распространения, постоянного обновления и использования информации как на важное условие успешного завершения нынешнего этапа экономических реформ, перехода к новым высшим типам технологических укладов, в конечном счете на существенное повышение уровня жизни населения.

Реализация ГИП откроет возможности перехода к новому качеству государственного управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий и технологий связи. Это позволит существенно улучшить подготовку и принятие решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечить реализацию всех базовых функций системы управления в реальном масштабе времени. Кроме того, реализация ГИП даст возможность развернуть мониторинг чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных и антропогенных катастроф и аварий), а также рискованных социально-политических ситуаций и построить систему быстрого реагирования на эти ситуации и, наконец, сделать эффективным общественный контроль за деятельностью органов государственного управления и использовать прозрачность информационной политики в качестве действенного средства борьбы с теневой экономикой, коррупцией и должностными преступлениями.

Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому ГИП следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства. Разработка и постоянное совершенствование информационного законодательства позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью государственных СМИ, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением. Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на СМИ, составляющие одну из главных задач ГИП, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.

Законодательная и исполнительная власти должны действовать совместно

Эффективная реализация государственной информационной политики требует тесного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти.

Сегодня и в ближайшем будущем, в условиях явного недостатка бюджетных средств, основными механимзмами ГИП будут являться, во-первых, формирование правового пространства, определяющего общие рамки и формы поведения всех субъектов информационного развития, и, во-вторых, разработка и реализация конкретных правил и процедур, регулирующих это поведение. Очевидно, что первым механизмом следует заниматься власти законодательной, вторым - власти исполнительной. Это значит, что Государственная Дума РФ должна разработать общую концепцию законодательного обеспечения информационного развития России, подготавливать и продвигать в Думе необходимые законы и поправки к ним, осуществлять постоянный контроль за выполнением принятых нормативно-правовых актов, определять приоритетность и последовательность их совершенствоания.

Другая сторона, Госкомитет РФ по связи и информатизации должен определять стратегические цели и текущие задачи развития информационной среды общества, осуществлять постоянный мониторинг информационного производства, рынка информационных технологий, продуктов и услуг, выявлять первоочередные проблемы, требующие политико-правовых решений, готовить предложения в Правительство по широкому кругу социально-экономических вопросов, решение которых позволило стимулировать информационное развитие страны.

Из сказанного понятно, что законодатель, прежде всего, Комитет ГД РФ по информационной политике и связи и исполнительная власть Госкомсвязи России должны действовать согласовано, в тесном взаимодействии.

Реализация ГИП, ее адаптация к изменяющимся внешне- и внутриполитическим условиям требуют привлечения внимания всего общества, производителей и потребителей (независимо от форм собственности) информационных и телекоммуникационных средств, продуктов и услуг. Это особенно важно при решении проблем, связанных с функционированием и развитие СМИ, вхождением России в мировые открыте сети, возрождением научно-технического и производственного потенциала информационного развития.

Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий государственной информационной политики будет означать сереьезное продвижение страны по пути к информационному обществу.


© Крупнов А.Е., Финько О.А., Черешкин Д.С., 1998