Распределенная конференция
"Технологии информационного общества 98 -
Россия"
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ В
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Ершова Т.В.
Институт развития
информационного общества
В течение последних лет многие
страны мира демонстрируют последовательное и
устойчивое продвижение к главной цели
построения информационного общества - улучшению
жизни людей, их максимальной самореализации. В
этот процесс вовлечена и Россия: здесь активно
создаются и внедряются новейшие технологии,
создаются и используются уникальные
информационные ресурсы, естественным образом
формируется культура, порождаемая эпохой
информации. Проблема в том, что эти процессы
происходят в основном стихийно и слабо
согласуются. Кроме того, темпы развития
информационного общества в России сильно
сдерживаются следующими факторами:
Сдерживающие факторы
- экономическая нестабильность;
- недостаточное законодательное обеспечение;
- низкая информационно-правовая культура общества в целом;
- недостаточное развитие и неэффективность
информационной инфраструктуры;
- дефицит специалистов в сфере информации;
- неравномерное распределение средств связи и
телекоммуникаций по регионам;
- отставание в области информационных технологий
и развития средств вычислительной техники;
- недостаточная финансовая поддержка научных
исследований в области информатизации.
При этом следует отметить, что в нашей стране достаточно серьезных предпосылок для
успешного развития информационного общества.
Предпосылки развития ИО в России
- давние традиции и подходы к организации и управлению информационной деятельностью;
- мощности по генерации информации;
- система распространения информации;
- усиление процессов интеграции регионов;
- устойчивое развитие всех секторов информационного рынка;
- увеличение доли финансовых потоков, направляемых на развитие информационной
инфраструктуры и удовлетворение информационных потребностей общества;
- внимание к вопросам информационной безопасности на индивидуальном, корпоративном и
государственном уровне.
О степени интеграции России в информационное общество возможно судить по ряду
индикаторов:
Индикаторы интеграции России в ИО
- наличие концепции государственной информационной политики;
- развитие правового обеспечения ИО;
- развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры;
- богатство информационных ресурсов;
- развитие информационного рынка;
- международное сотрудничество в области информации.
В числе таких индикаторов следовало бы
отнести осознание и использование широкими
кругами населения преимуществ информационного
века, а также развитие и подготовку специалистов
в информационной сфере, однако эти индикаторы в
нашей стране пока достаточно слабы.
Государственная информационная политика
На сегодня в России
существует концепция государственной
информационной политики, подготовленная по
поручению Государственного комитета РФ по связи
и информатизации. Концепция была принята на
заседании Комитета по информационной политике и
связи Государственной Думы РФ в середине 1998 г. и в
настоящее время готовится к обсуждению в
Постоянном консультативном совете при
Президенте РФ.
Госкомсвязи РФ и Комитет по
информационной политике и связи Государственной
Думы РФ постоянно занимались разработкой
идеологии формирования единого информационного
пространства, а в настоящее время приступили к
решению проблемы построения информационного
общества в России. Имеется целый ряд материалов и
программ, подготовленных в Минннауки,
Минобразования и целом ряде других ведомств, а
также научной общественностью.
Насущной задачей стала разработка
государственной стратегии и программы
интеграции России в информационное общество, где
найдут свое место как официальные ведомственные
программы, так и инициативные наработки.
Правовое обеспечение ИО
Правовые основы формирования информационного общества в России
закреплены рядом базовых федеральных законов:
- “Об информации, информатизации и защите информации”;
- "О связи";
- "Об участии в международном информационном обмене";
- "О средствах массовой информации";
- "О государственной тайне";
- "Об авторском праве и смежных правах";
- "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" и др.
В настоящее время в Российской
Федерации действует более 40 федеральных законов
в области информации, более 80 актов Президента
РФ, около 200 актов Правительства РФ. Однако,
несмотря на обилие регламентирующих документов,
не все вопросы, требующие правового
регулирования в связи с формированием
информационного общества, имеют должное решение.
Более того, можно сказать, что правовая основа
развития информационного общества только
начинает создаваться и может быть качественно
сформирована только при условии системного ее
завершения и развития на региональном уровне.
Информационная и коммуникационная инфраструктура
Распад СССР и образование на его территории независимых
государств привел к развалу единой
производственной базы разработки и производства
средств вычислительной и телекоммуникационной
техники. Для создания и развития национальной
телекоммуникационной инфраструктуры Россия
вынуждена привлекать капиталы, технику и
технологии зарубежных стран.
В то же время, развал государственной
системы разработки программных продуктов не
привел к катастрофе - на имевшейся основе создано
множество различных коммерческих структур,
достаточно прочно занявших на отечественном
информационном рынке нишу прикладного
программного обеспечения. Начав с русификации
широко применяемых зарубежных программных
продуктов, многие фирмы успешно перешли к
созданию и распространению оригинальных
программ, ориентированных на российского
пользователя.
С 1992 г. в России был либерализован
рынок телекоммуникаций - он фактически открылся
для частного капитала, в т.ч. иностранного.
Сегодня на рынке услуг цифровой связи одной лишь
Москвы работает около полутора десятков
компаний, предоставляющих своим клиентам
широкий набор услуг - от голосовой телефонии до
видеоконференцсвязи. Вместе с тем, традиционные
городские телефонные сети, обслуживающие
население, имеют крайне отсталую техническую
базу, поэтому современные виды связи по-прежнему
остаются для подавляющего большинства россиян
недоступными.
Наиболее бурное развитие в последнее
время получили сети - подмножества Интернет.
Всего в России действует около 330 организаций,
заявляющих о себе как о сервис-провайдерах
Интернет. Это количество возросло за истекший
год примерно на 40%. Почти 70% всех подключений
индивидуальных пользователей осуществляют
четыре крупнейших провайдера – РЕЛКОМ, Демос,
Россия-он-лайн, Гласнет.
Информационные ресурсы (ИР)
ИР России имеют огромную ценность и столь же огромные объемы и
стоимость. В стране более 1 миллиона уникальных
архивных фондов и 150 тысяч библиотек, обладающих
бесценными культурными и информационными
сокровищами. Степень их доступности остается
ниже всякой критики, но теперь уже не по причине
государственной цензуры, а в силу крайне слабого
проникновения в них современных информационных
технологий.
Что касается электронных
информационных ресурсов, то, согласно данным
Госкомстата, еще в 1996 г. имелось в общей сложности
около 800 тысяч баз данных общим объемом 160
терабайт. В последнее время быстро растет
количество российских Web-сайтов:
их число на русском языке (собственно Web-сайтов и
отдельных крупных информационных разделов)
составляет около 6 тысяч, их число по сравнению с
августом 1996 года увеличилось примерно в 9 раз.
В целом по объему ИР Россия уверенно
занимает одно из ведущих мест в мире. Однако
качество и структура ИР, степень их
использования отстают от современных
потребностей. Подавляющее большинство
существующих данных хранится в автономных, как
правило, изолированных информационных системах
и недоступно через Интернет. Баз данных,
доступных для широкого круга пользователей,
насчитывается около 3 тысяч.
Средний объем и срок жизни большинства
российских баз данных существенно уступают
зарубежным аналогам.
В России активно формируется рынок
электронной информационной продукции и услуг, в
котором основную роль играют негосударственные
структуры. Согласно имеющейся статистике, из
всех баз данных, имеющихся в России, только 16%
способны функционировать в режиме удаленного
доступа, причем половина из них находится в
Москве.
Быстрыми темпами развивается
индустрия мультимедиа: если в 1993 г. был выпущен
всего один отечественный CD-ROM, то в 1994 году – уже
25, в 1995 г. – более 100, сегодня – более 800.
Информационный рынок
В настоящее время российский рынок информации, информационных
технологий, средств, продуктов и услуг
(информационный рынок) – один из наиболее
динамичных секторов российского рынка. Сегодня
все программно-техническое обеспечение
процессов информатизации и развития
телекоммуникаций обеспечивается российским
информационным рынком, на котором все новейшие
средства и технологии появляются практически
одновременно с их появлением на зарубежных
рынках. Однако российский информационный рынок
имеет свои особенности, существенно отличающие
его от зарубежных:
- отсутствие государственного и слабость
правового регулирования;
- неоднородность по регионам страны (развитие
информационного рынка по традиции идет от центра
к регионам);
- потребительская, а не производительская роль
государства;
- крайне слабое развитие сектора личного
потребления и, соответственно, индустрии услуг,
ориентированных на удовлетворение
индивидуальных потребностей.
Лидирующим видом информационной
услуги является ретроспективный поиск
информации, который реализуется путем
тиражирования баз данных и разового поиска
информации (в основном научно-технической,
справочной, коммерческой и статистической). Пока
весьма проблематична подготовка аналитических
материалов на основе баз данных. Их полнота,
достоверность и оперативность существенно ниже,
чем в развитых странах. Причина – недостаток
специалистов в службах информации и финансовые
проблемы.
Наиболее динамично развивается в
России рынок Интернет-услуг, ориентированный на
массового пользователя и способствующий таким
образом развитию в нашей стране информационного
общества. По данным Регионального Центра
Интернет-Технологий, услугами Интернет сегодня
пользуются около 600 тысяч россиян, при этом
ежегодно их количество увеличивается примерно в
2 раза. Количество пользователей, имеющих
IP-соединение, составляет приблизительно 100 тысяч,
но возрастает ежегодно примерно в 4 раза.
Международное сотрудничество
Наиболее масштабные попытки сотрудничества в информационной сфере
предпринимаются на территории СНГ. С начала 90-х
годов формируется единое пространство в области
правовой и научно-технической информации. С
начала 90-х годов правительствами государств СНГ
подписан ряд соглашений об обмене
научно-технической информацией и
научно-техническом сотрудничестве.
Развитие международного
сотрудничества в области построения
информационного общества на государственном
уровне началось с конца 1996 г. с проведения
круглых столов при участии уполномоченных
органов Европейской Комиссии и российских
ведомств (Госкомсвязи РФ, Торгово-промышленная
палата России и др.). До этого (с 1992 г.) активно
развивалось российско-европейское
сотрудничество в области связи, информатики и
информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры. Вопросы развития инфраструктуры
также многократно были предметом обсуждения
Комиссии по экономическому и
научно-техническому сотрудничеству России и США
(Комиссии Черномырдин-Гор).
23 ноября 1998 г. произошло
знаменательное событие: заместитель
Председателя Правительства РФ В.Б.Булгак,
придавший большое значение участию России в
нынешней конференции, и член Комиссии
Европейских сообществ М.Бангеманн подписали
совместное заявление о сотрудничестве в области
формирования информационного общества.
Сегодня впервые Россия имеет возможность
прямого участия в конкретных проектах Пятой
рамочной программы Европейской Комиссии,
направленных на развитие информационного
общества. Это позволяет надеяться на более
динамичное продвижение России в грядущий
информационный век.
© Ершова Т.В., 1998
|