Распределенная конференция
"Технологии информационного общества 98 - Россия"


 

О ПЛАНАХ РАЗРАБОТОК ЗАКОНОПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Г.Т.Артамонов

Всероссийский научно-исследовательский институт
проблем вычислительной техники и информатизации

Разработки законопроектов и проектов подзаконных актов в сфере информатизации ведутся в нескольких направлениях. Не претендуя на полноту и точность, эти направления можно перечислить в порядке уменьшения их сферы действия.

Наиболее общими являются проекты системообразующих, или рамочных федеральных законов. Они касаются информационных отношений, возникающих во всех структурах и во всех сферах общественной деятельности.

Ко второму направлению можно отнести проекты федеральных законов, определяющие информационные отношения в конкретных сферах общественной деятельности и действующие во всех структурах общества.

Третье направление составляют проекты законов субъектов федерации.

В настоящее время находятся в разработке несколько федеральных законов, направленных на правовое регулирование отношений субъектов общества в целом в сфере информатизации. К ним относятся законопроекты: "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене", "Об электронной цифровой подписи" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре".

На различной стадии обсуждения в Государственной Думе находятся следующие проекты федеральных законов, относящиеся к указанному направлению и имеющие большое значение для сферы информатизации: "Об информации персонального характера", "О праве на информацию", "О коммерческой тайне".

Указанные законопроекты после своего принятия и утверждения вместе с действующими Федеральными законами ("О средствах массовой информации", "Об авторском праве и смежных права", "О государственной тайне", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О библиотечном деле", "О связи" и Основы законодательства Российской Федерации "Об архивном Фонде Российской Федерации") составят фундаментальную основу законо- и нормотворчества в конкретных направлениях сферы информатизации - как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Следует подчеркнуть, что разработки окончательных редакций законопроектов первого направления проводятся по планам Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации. Эти планы доступны всем заинтересованным специалистам.

В феврале 1998 г. Государственная комиссия по информатизации при Госкомсвязи России утвердила программу проектов федеральных законов в сфере информатизации, которые необходимо проработать в ближайшие годы.

Кроме перечисленных выше проектов, находящихся в разработке, в эту программу включены проекты федеральных законов "Об информационном обеспечении органов государственной власти Российской Федерации", "Об информационном взаимодействии Российской Федерации и субъектов Российской Федерации", "О служебной тайне", "О криптографических средствах защиты информации" и "Об обязательном и добровольном страховании информационных ресурсов и информационных систем".

Указанная программа предусматривает разработку изменений и дополнений в действующие федеральные законы в связи с принятием новых законов. Изменений и дополнений требуют также статьи Гражданского, Уголовного и Административного Кодексов Российской Федерации, касающиеся информации и информатизации.

Следует заметить, что разработки законопроектов этой программы, которые направлены на регулирование процессов информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, связаны с большими трудностями ввиду того, что эти законопроекты требуют серьезного реформирования процессов и процедур управления государством и его субъектами.

В перспективе целесообразно планировать разработку проектов рамочных федеральных законов, которые устанавливают информационные нормативы, характеризующие уровень информатизации общества, и определяют пути их достижения. Такие законы позволят конкретизировать усилия субъектов общества в его стремлении к информационному обществу.

Второе направление разработок законопроектов в сфере информатизации в настоящее время централизованно не координируется. В тоже время законодательные нормы, определяющие отношения субъектов при формировании и использовании государственных информационных ресурсов конкретного вида и назначения имеют решающее значение при развитии этой сферы.

Трудность координации связана с тем, что эти нормы являются, как правило, неотъемлемой частью федеральных законов ведомственной ориентации. Разработчики проектов таких законов не озабочены проблемами информатизации, а участие специалистов Госкомсвязи в их разработке не планируется. В планах законотворческих работ Правительства Российской Федерации на 1994-1998 г.г. можно указать несколько десятков таких законопроектов.

Достаточно назвать Федеральный закон 1994 г., направленный на регулирование государственных закупок товаров и услуг. Ни в нем, ни в дополняющем его Постановлении Правительства Российской Федерации ничего не сказано о формировании и эффективном использовании регистров государственных контрактов и отчетов об исполнении этих контрактов.

Только в июле 1998 г. был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, который предусматривает регистрацию государственных контрактов. Кодекс устанавливает необходимость разработки соответствующего федерального закона. В разработке этого закона обязательно должны принять участие специалисты Госкомсвязи России.

Настало время проводить в Госкомсвязи России экспертизу проектов планов законотворческих работ Правительства Российской Федерации с целью определения законопроектов, в разработке которых должны участвовать его специалисты.

В последние годы наблюдается интенсивный законотворческий процесс в области информатизации субъектов Российской Федерации. В течение 1996-1998 г.г. были приняты следующие законы: "Об информационном обеспечении органов государственной власти Ставропольского края" (27.09.96), "Об информационном обеспечении органов государственной власти Мурманской области" (30.10.96), "Об участии республики Башкорстан в международном информационном обмене" (22.04.97), "Об общих принципах информационного обеспечения в Оренбургской области" (29.10.97), "Об информации и информатизации в Московской области" (25.02.97), "Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа" (4.03.97), "О государственных информационных ресурсах Ярославской области и информационном обеспечении органов государственной власти Ярославской области" (30 06 98).

Опираясь на рамочные федеральные законы, эти законы вводят нормы прямого действия, определяющие круг государственных учреждений ответственных за формированием информационных ресурсов субъектов федерации с использованием ресурсов местного самоуправления, а также федеральных ресурсов. В некоторых законах устанавливается порядок удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти субъектов федерации.

Законотворческая практика субъектов федерации в сфере информатизации слабо координируется на межрегиональном и федеральном уровнях. Координацию разработок законов субъектов федерации в сфере информатизации и гармонизации этих законов с федеральными законами можно возложить на Государственную комиссию по информатизации при Госкомсвязи России. Для этого целесообразно в рамках этой комиссии создать законотворческую секцию.

Действующие и разрабатываемые законы субъектов федерации - также, как и рамочные федеральные законы - не содержат норм прямого действия, направленных на повышение уровня обеспечения каждодневных информационных потребностей граждан и организаций.

Фактически в России конституционное право граждан получать необходимую им информацию в необходимое время, в доступном месте и в приемлемой форме до сих пор не имеет законодательной опоры.

Надежда на то, что в условиях рыночной экономики ее субъекты сами организуют необходимые информационные формирования, удовлетворяющие информационные потребностей всех участников рынка и других общественных форм взаимодействия субъектов государства не оправдываются и не могут оправдаться.

Отсюда следует необходимость сделать в планах законотворческих работ, как на региональном, так и на федеральном уровне акцент на законодательное закрепление функций органов государственной власти по обеспечению граждан и организаций конкретным минимальным набором информации и информационных услуг.

Минимальный набор информации и информационных услуг, доступных всем гражданам, необходим в демократической стране так же, как минимальный уровень образования всех ее граждан. Уровень этого минимального набора может служить показателем того, сколь успешно страна движется к информационному обществу.


© Артамонов Г.Т., 1998