Перед выступлением участников сессии Юрий Хохлов, председатель Cовета
директоров Института развития информационного общества, рассказал о
международном опыте реализации НСУД, национальной программе «Цифровая экономика
Российской Федерации» и проекте создания НСУД в России.
На сессии освещались актуальные проблемы, связанные с тем, что многие
управленческие решения принимаются сейчас на основе устаревших данных, что
ведет за собой снижение качества предоставляемых сервисов. В настоящее время во
многих ведомствах не урегулированы вопросы владения данными и наблюдается
низкая культура обращения с ними в целом. Проблемой также является отсутствие
четкой схемы предоставления бизнесу и гражданам государственных данных: для их
получения требуется большое количество документов, а сама процедура порой
затягивается на долгое время.
Для решения выше обозначенных проблем российские ученые работают над
созданием НСУД, подразумевающей объединение правовых, организационных,
методологических и информационно-технологических механизмов, которые обеспечили
бы нормативное и организационное регулирование управления данными, а также
контроль реализации соответствующих мероприятий. Основной миссией НСУД является
обеспечение доверия к данным через повышение их защищенности и доступности.
Александр Малахов, начальник Управления информационных технологий
Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, представил
результаты работы по созданию концепции НСУД, первое обсуждение которой
состоялось на прошлой неделе – в ходе заседания рабочей группы по
цифровому госуправлению АНО «Цифровая экономика». Ожидается, что совсем скоро
состоится публичное обсуждение концепции НСУД.
Эксперт описал ключевые этапы выстраивания НСУД: определение и реализация
совокупности методов и способов финансового обеспечения деятельности,
направленной на создание и обеспечение функционирования НСУД; формирование
принципов, правил и процессов управления государственными данными; формирование
онтологии данных, включая разработку семантической модели, описания состава,
взаимосвязей сущностей, мета-описаний и форматов, владельцев данных на
различных уровнях; создание и функционирование ИТ-инфраструктуры, реализующей
внедрение и обеспечение мониторинга и контроля реализации единых требований к
управлению данными, а также создание информационных продуктов.
Александр Малахов привел данные, согласно которым Россия находится на 32
месте рейтинга по использованию инновационных технологий в государственном
управлении. По мнению докладчика, в России существует осознанная потребность в
централизации работы с данными – именно централизация будет способствовать
повышению их качества и достоверности. Более того, в настоящее время и
государство, и простые граждане не всегда могут оперативно получить необходимые
им сведения. Ключевой миссией НСУД будет являться повышение степени доверия к
данным. Упрощение взаимодействия между различными системами обеспечит
согласованность данных, и благодаря этому – снижение риска возникновения
ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также улучшение качества
оказания населению социальных услуг. Александр Малахов также упомянул об
активной работе в области правового регулирования данной сферы.
Иван Беров, директор по цифровой идентичности компании «Ростелеком»,
рассказал о проблемах оборота персональных данных, который, по мнению эксперта,
в современной России является преимущественно серой зоной: рядовые граждане не
имеют представления о том, кто использует их данные и в каких целях. Иван Беров
также рассказал о механизмах доступа к большим данным в нашей стране: их
получают либо по официальному запросу, либо через государственные органы, либо
по договоренности с владельцем данных. Следовательно, работа с ними для
обычного пользователя затруднена.
Иван Беров рассматривает Национальную систему управления данными как
совокупность контента, технических средств для его хранения и передачи, а также
нормативных и организационных механизмов. Начиная с данных государственных
информационных систем, к НСУД постепенно присоединятся и материалы,
предоставляемые коммерческим сектором. Скорее всего, система начнет
функционировать на федеральном уровне и лишь затем заработает на региональном,
считает эксперт.
В завершение сессии директор Национального центра цифровой экономики МГУ
имени М.В. Ломоносова Татьяна Ершова подробно рассказала о деятельности
НЦЦЭ, начавшейся с участия в конкурсе на создание центров НТИ на базе вузов и
научных организаций, объявленного в ноябре 2017 года. В данном конкурсе
участвовали проекты, связанные с квантовыми технологиями, искусственным
интеллектом, виртуальной реальностью и большими данными.
Центр был создан весной 2018 года решением конкурсной комиссии Минобрнауки
РФ. Фонд поддержки проектов НТИ также принимает активное участие в работе НЦЦЭ.
Приказом ректора МГУ академика Виктора Садовничего от 22 ноября 2018 года был
создан Центр хранения и обработки больших данных, ставший частью НЦЦЭ. Центром
также подписано трехстороннее соглашение о создании координационного совета,
объединяющего представителей МГУ, МФТИ и ФИЦ «Информатика и управление» РАН.
В настоящее время определяется список проектов в сфере НИР на 2019 год;
разрабатываются образовательные программы для студентов и аспирантов, а также
программы профессиональной переподготовки в сфере цифровой экономики, хранения
и анализа данных. Акцентируется внимание и на развитии инфраструктуры МГУ – в
частности, планируется модернизация суперкомпьютерного центра.
Одной из целей НЦЦЭ является постепенная коммерциализация, которая позволит
центру за счет собственного опытного производства, а также предоставления услуг
по разработке программного и аппаратного обеспечения частично или полностью
выйти на самоокупаемость. В ближайших планах НЦЦЭ – расширение штата ЦХАБД за
счет приглашения к сотрудничеству представителей бизнеса, политики, образования
и науки. Подробнее – в
презентации.
|